Navigation bar
  Print document Start Previous page
 42 of 373 
Next page End  

42
Semeonoff В., 1976;Anzieu D., 1967).
Подлинный триумф проективной диагностики связан с появ-
лением в 1921 г. «Психодиагностики» Г. Роршаха, опубликованной в
Берне на немецком языке. Биография Германа Роршаха, его про-
фессиональный путь, по-видимому, немало способствовали направ-
лению его исследований и созданию оригинального метода, став-
шего одним из самых известных в мировой психологии. Отказав-
шись от профессии художника, Роршах тем не менее серьезно ин-
тересовался историей искусств. Ему было известно, что великий Ле-
онардо да Винчи тренировал свое воображение путем длительного
рассматривания и интерпретации причудливых конфигураций обла-
ков на небе, влажных подтеков и неровностей на стенах, лунных от-
блесков на застывшей воде. Заметим, что способность человека
одушевлять окружающий предметный мир присуща всем людям, а
детям и художникам - в особенности. Вспомним излюбленный при-
ем Г.-Х. Андерсена, заставлявшего кухонную утварь оживать по но-
чам, сплетничать о соседских обедах и философствовать. Не исклю-
чено, что эта же особенность лежит в основе эстетического воспри-
ятия действительности. И. Сельвинский писал:
Отчего, когда глядим на волны,
Видим вечность и судьбу людей?
…………………………………….
Отчего пургу зовем «седою»,
«Шепот» слышим там, где камыши?
Оттого, что втайне красотою
Мы зовем полет своей души.
Диссертация Г. Роршаха по медицине была посвящена изуче-
нию механизмов галлюцинаций, где он, между прочим, ссылается на
однажды пережитое им состояние: во время первой в его медицинс-
кой практике аутопсии он явственно «видел», как ему пласт за плас-
том разрезают «мозг» и как эти пласты падают перед ним один за
другим (Anzieu D., 1967). Переживание было очень ясным, живым и
не только зрительным, но и сопровождавшимся явственными так-
тильными и моторными ощущениями. Роршах предположил, что в
наших мечтах и фантазиях наряду со зрительными образами при-
сутствует память и о пережитых движениях - кинестетические об-
разы, которые слагаются в особый способ, модус мышления. Впос-
ледствии Г. Роршах предположил, что чернильные пятна, адресо-
ванные зрительному воображению, растормаживают, оживляют мо-
торные фантазии.
Известно, что до и независимо от Роршаха с чернильными
пятнами экспериментировали и другие психологи (например, Ф. Е.
Рыбаков в России, А. Бине и В. Анри - во Франции), однако именно
Hosted by uCoz