Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 373 
Next page End  

57
кая формализация и стандартизация, как указывают ряд исследова-
телей, противоречила бы самому духу проективной техники.
Сошлемся в связи с этим на высказывание Лоуренса Фрэнка,
одного из крупнейших теоретиков в этой области: «...нельзя наде-
яться, что стандартизованная процедура сможет широко осветить
личность как уникальную индивидуальность. Она также не сможет
способствовать проникновению в динамические процессы лично-
сти» (цит. по: Бом Э., 1978). И тем не менее исследования по стан-
дартизации проективных методик необходимы, так как без них за-
труднительна оценка валидности и надежности последних.
Анализируя обширную и весьма противоречивую литературу,
можно сделать вывод, что согласно традиционным способам оценки
проективные методики имеют средние показатели валидности и на-
дежности (Гильбух Ю. 3., 1978; Freeman F., 1971; Sechrest L., 1968).
Подобный вывод может объясняться, однако, и тем, что критерии
валидности и надежности, разработанные для традиционных тестов,
вообще неприменимы в данном случае. Учитывая потребности прак-
тики, а также тенденции развития исследовательского инструмента-
рия современной психологии, можно, по-видимому, ожидать посте-
пенного сближения проективных методик с тестами. Работа в этом
направлении, если она будет выполняться совместно квалифициро-
ванными клиническими психологами и специалистами в психомет-
рике, позволит расширить сферу применения проективных методик
и сделает их достоянием широкого круга исследователей.
2.3. ИЗ ИСТОРИИ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА КАК ПСИХО-
ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОЦЕДУРЫ
В современной отечественной психодиагностике контент-
анализ, вообще качественно-количественное изучение документов,
применяется крайне редко по сравнению со всевозможными теста-
ми, проективными методиками, опросниками. В то же время в исто-
рии развития метода изучения документов имеется довольно разно-
образный опыт его использования для психодиагностических целей.
Начиная с 20-х годов нашего века в социологии и психологии
помимо интуитивно-качественного подхода в изучении документов
все чаще стали применяться количественные методы. Следует заме-
тить, что документы в социальных науках понимаются достаточно
широко; к ним, как показывает исследовательская практика, отно-
сятся официальная и личная документация в собственном смысле
слова, в том числе письма, автобиографии, дневники, фотографии и
т. п., материалы массовой коммуникации, литературы и искусства.
В нашей стране еще в 20-х годах количественные методы при
изучении документов использовали психологи Н. А. Рыбников, И. Н.
Hosted by uCoz