Navigation bar
  Print document Start Previous page
 61 of 373 
Next page End  

61
Американскими исследователями контент-анализ стал исполь-
зоваться с 40-х годов и для определения психологических особенно-
стей, психических состояний личности и групп. Например, психоло-
гическую структуру отдельной конкретной личности на основе ана-
лиза коллекции личностных документов исследовали Г. Оллпорт
(Allport G., 1942) и А. Болдуин (Baldwin A., 1942). Психическую на-
пряженность, предсуицидные состояния и мотивацию посредством
анализа содержания писем, записок, дневников пытались измерить
Дж. Доллард и О. Маурер (Dollard
J., Mowrer О., 1947), Ч. бсгуд и
Е.Уолкер (Osgood Ch,, Walker Е., 1959).
В целях специфической психолого-политической диагностики
изучали различия в социальных ценностях у представителей США и
Германии К. Левин и X. Себалд (Lewin К., 1 947; Sebald
H., 1962).
Первый исследователь анализировал американскую и немецко-
фашистскую литературу для юношества, а второй - песенники этих
же стран, изданные в 1940 г. В обоих исследованиях были обнару-
жены явные различия в ценностных ориентациях, которые пропа-
гандировались американскими и немецкими изданиями тех лет.
К подобного же рода анализу относится исследование исполь-
зования эмоциональных стереотипов в газете «Чикаго Трибюн», оп-
позиционно настроенной к президенту Рузвельту и его политике,
проведенное в 30-х годах С. Сарджентом (Sargent S., 1939). Для вы-
ражения отношения к политике и практике рузвельтовского направ-
ления газета использовала негативные стереотипы типа «диктатура,
инквизитор, регламентация, подачка», тогда как в газете «Нью-Йорк
тайме» в аналогичных случаях употреблялись термины: «контроль,
расследователь, регулирование, помощь». Множественное сопостав-
ление соответствующих выражений и понятий в газетах выявило от-
ношение стоящих за газетами групп к определенным политическим
лидерам, партиям и явлениям.
Л. Лоуэнталь на основе количественного анализа биографий,
публикуемых в популярных журналах, показал, как изменялись цен-
ности и кумиры американского общества на протяжении первых че-
тырех десятилетий нашего века от «идолов производства» (бизнес-
мены, менеджеры, банкиры и т. д.) к «идолам потребления» (певцы,
кинозвезды, спортсмены и т. п.) (Lowenthal L., 1950).
Многочисленные, зачастую спекулятивные, исследования бы-
ли проведены западными психологами и психоаналитиками для изу-
чения личностных особенностей писателей на основе контент-
анализа их литературных произведений (особенно часто анализиро-
вались сочинения В. Шекспира и Ф. М. Достоевского).
Вместе с тем контент-анализ репрезентативных выборок про-
изведений художественной литературы и искусства может позволить
выявить обобщенные «характеристики и особенности авторов в за-
Hosted by uCoz