Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 373 
Next page End  

62
висимости, например, от социально-демографических признаков.
Подобные статистические закономерности особенностей отражения
людей и социальной среды писателями были обнаружены нами при
изучении художественной прозы и портретной живописи» (Семенов
В. Е., 1983). Сошлемся и на контент-анализ эпизодов жестокости и
агрессии в западных и отечественных кинофильмах, выполненный
под нашим руководством Н. Н. Лепехиным и Ч. А. Шакеевой. Ана-
лиз выявил количественное преобладание и более жестокий харак-
тер подобных эпизодов в западных фильмах (Социально-
психологические проблемы нравственного воспитания личности. Л.,
1984).
С 50-х годов получает распространение качественно-
количественный анализ вербальной коммуникации в малых группах,
начатый Р. Бейлсом (следует отметить, что обычно такие исследова-
ния принято относить к наблюдению, хотя речь, зафиксированная,
например, на магнитной ленте, становится уже документом). По-
средством анализа диалогов, деловых бесед, дискуссий в малых
группах и первичных коллективах можно диагностировать стиль ру-
ководства, социально-психологический климат, конфликтность и т.
п. (см., напр.: Обозов Н. Н., 1979). Аналогичные возможности от-
крываются для психодиагностики процессов и состояний при изуче-
нии массового вербального поведения на улице, в транспорте, мага-
зинах и т. д. (Semenov V., 1984).
Таким образом, опыт применения качественно-
количественного анализа различных документов демонстрирует его
значительные возможности для психодиагностики, причем как на
уровне личности, так и на уровне малых и больших групп. В качест-
ве эмпирических объектов изучения могут быть использованы лич-
ные документы (письма, фотографии, дневники, автобиографии и т.
п.), материалы групповой, коллективной и массовой коммуникации
(записи разговоров, дискуссий, совещаний, всевозможные уставы,
приказы, объявления, газеты, радиопередачи, реклама и т. п.), а так-
же продукты деятельности людей, включая литературу и искусство.
Помимо самостоятельного применения или равноправного
применения в комплексе с другими методами контент-анализ может
выступать и в качестве вспомогательной техники для обработки
данных, полученных посредством прожективных методик (напри-
мер, ТАТ, тест Роршаха), нестандартизованных интервью, открытых
вопросов анкет и т. п. (Логинова Н. А., Семенов В. Е., 1973; Столин
В. В., 1982; Lindner R., 1950; Hafner A., Kaplan A., 1960).
Следует подчеркнуть, что контент-анализ основан на принци-
пе повторяемости, частотности различных смысловых и формальных
элементов в документах (определенных понятий, суждений, тем, об-
разов и т. п.). Поэтому данный метод применяется только тогда, ко-
Hosted by uCoz