Navigation bar
  Print document Start Previous page
 64 of 373 
Next page End  

64
контент-анализе обеспечивает этому методу явные преимущества,
заключающиеся в надежности получаемых данных и быстроте ана-
лиза, по сравнению с ручным, выполняемым людьми-
кодировщиками, которые подвержены ошибкам из-за утомления и
субъективных факторов. Таким образом, трудоемкость составления
программ окупается тем огромным объемом содержания, которое
достаточно быстро и надежно можно проанализировать на компью-
тере, а также освобождением кодировщиков от их чрезвычайно уто-
мительного труда. В целом проблемы использования машинного
контент-анализа близки общей стратегии применения компьютеров
в эмпирических социальных исследованиях. Важно правильно опре-
делить, когда следует воспользоваться машинным, а когда ручным
анализом, что зависит от задач исследования, от объема материалов,
подлежащих анализу, от степени их формализуемости.
ГЛАВА 3
ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПСИХОДИАГНО-
СТИКИ
3.1. РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ТЕСТОВЫХ НОРМ
Основные статистические принципы построения тестов доста-
точно полно освещены в появившейся в начале 80-х годов на рус-
ском языке литературе по дифференциальной психометрике (Аване-
сов В. С., 1982; Анастази А., 1982; Гайда В. К., Захаров В. П., 1982).
Тем не менее в указанных руководствах центральная проблема пси-
хометрики тестов - вопрос о тестовых нормах - еще не получила пос-
ледовательного освещения. Прежде всего это относится к руковод-
ству известной представительницы американской тестологии А.
Анастази.
В руководстве Анастази не получают достаточного критиче-
ского обсуждения две основополагающие предпосылки традицион-
ной западной тестологии: вопрос о применении статистических
норм (квантилей распределения баллов) в качестве диагностических
норм и вопрос о сведении всех эмпирических распределений к нор-
мальной модели. Ниже эти предпосылки будут проанализированы в
контексте краткой реконструкции системы основных понятий диф-
ференциальной психометрики.
Статистическая природа тестовых шкал. Типичный измери-
тельный тест в психодиагностике - это последовательность кратких
заданий, или пунктов, дающая в результате ее выполнения испытуе-
мым последовательность исходов, которая затем подвергается одно-
значной количественной интерпретации. Примеры интерпретации в
интеллектуальных тестах, состоящих из отдельных задач: «правиль-
ное решение», «ошибочное решение», «отсутствие ответа» (пропуск
Hosted by uCoz