Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 373 
Next page End  

67
как величину, прямо пропорционально сопряженную со способно-
стью (чем труднее задача, тем выше должен быть уровень способно-
сти, требуемый для ее решения). Аналогом понятия «трудность» для
«ли-вопросов»¹ опросника является «сила»: более «сильные» выска-
зывания (в логическом смысле) вызывают подтверждение (согласие)
у меньшего числа испытуемых. Ни трудность, ни силу пунктов теста
нельзя выявить иначе, чем с помощью проведения теста. Операцио-
нальным определением трудности оказывается «процентильная ме-
ра»: процент испытуемых, справившихся с заданием теста (или от-
ветивших «верно» на «ли-вопрос»). Чем меньше процент, тем выше
трудность.
Кривая распределения тестовых баллов отражает свойства
пунктов, из которых составлен тест. Если кривая имеет правосто-
роннюю асимметрию, то в тесте преобладают трудные задания; если
кривая имеет левостороннюю асимметрию, значит, большинство
пунктов в тесте - легкие (слабые) (рис. 2).
Рис. 2.Асимметрии распределения тестовых баллов
Тесты первого типа плохо дифференцируют испытуемых с
низким уровнем способностей: все эти испытуемые получают при-
мерно одинаковый низкий балл. Тесты второго типа, наоборот, хуже
дифференцируют испытуемых с высоким уровнем способностей.
Если пункты обладают оптимальным уровнем трудности (си-
лы), то кривая распределения зависит от того, насколько пункты од-
нородны. Если пункты разнородны (исход по одному пункту не пре-
допределяет исход по другому), то мы получаем тест в виде после-
довательности независимых испытаний Бернулли. Как известно из
математической статистики, при достаточно большом количестве
независимых испытаний с двумя разновероятными исходами кривая
биномиального распределения (кривая суммарного балла) по закону
больших чисел автоматически приближается к кривой нормального
распределения (центральная предельная теорема Муавра - Лапласа).
Если тест содержит разнородные задания примерно равного уровня
трудности (именно такие задания и подбираются для измерения ин-
                                                                
1
«Ли-вопросы» - это вопросы, содержащие высказывания, с которыми испытуемый должен ли-
бо согласиться, либо не согласиться.
Hosted by uCoz