Navigation bar
  Print document Start Previous page
 69 of 373 
Next page End  

69
ряемого свойства выступает положение балла на кривой распреде-
ления. Применяется процентильная шкала. В качестве универсаль-
ной меры, пригодной для разных (по своей качественной направлен-
ности и количеству пунктов) тестов, используется «процентильная
мера». Процентилъ —
процент испытуемых из выборки стандарти-
зации, которые получили равный или более низкий балл, чем балл
данного испытуемого. Таким образом, в качестве источника данной
меры выступает нормативная выборка (выборка стандартизации), на
которой построено нормативное распределение тестовых баллов.
Процентильные шкалы лежат в основе всех традиционных шкал,
применяемых в тестологии (Т-очки MMPI, баллы IQ, стены 16 PF и
др.).
Подчеркнем, что с точки зрения теории измерений, процен-
тильные шкалы относятся к порядковым шкалам: они дают инфор-
мацию о том, у кого из испытуемых сильнее выражено измеряемое
свойство, но не позволяют говорить о том, во сколько раз сильнее.
Для того чтобы строить на базе таких шкал количественный про-
гноз, нужно повысить уровень измерения (популярное изложение
представлений о теории измерений см. в книге: Клигер С. А. и др.,
1978). Переход к шкалам интервалов производят либо на базе эмпи-
рического распределения, либо на базе произвольной модели теоре-
тического распределения. В абсолютном большинстве случаев в ро-
ли такой теоретической модели оказывается модель нормального
распределения (хотя в принципе может быть использована любая
модель).
В целом кроме статистических, процентильных шкал следует
отличать нередко используемые в дифференциальной психометрике
еще 2 вида шкал (и соответственно 2 вида тестовых норм). Это, во-
первых, то, что можно условно назвать «абсолютными тестовыми
нормами» — в роли шкалы для вынесения диагноза выступает сама
шкала «сырых» очков, во-вторых, «критериальные» тестовые нор-
мы. Применение таких норм можно считать оправданным в двух
случаях: 1) когда сама тестовая «сырая» шкала имеет практический
смысл (например, студент, изучающий иностранный язык, должен
знать как можно больше слов этого языка, и сырой показатель лек-
сического теста имеет практический смысл); 2) когда сырой балл по
тесту в результате эмпирических исследований связывается с задан-
ной вероятностью успешности какой-либо практической деятельно-
сти (вероятность успеха «критериальной» деятельности, каковой для
упомянутого выше примера может быть синхронный перевод моно-
лога в течение 30 минут).
Процентильная нормализация шкалы. Выше Показано, что
нормальность распределения достигается искусственным подбором
пунктов теста с заданными статистическими свойствами: Опишем
Hosted by uCoz