Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 373 
Next page End  

7
короткие сроки; 2) они представляют информацию не вообще о че-
ловеке, а о тех или иных его конкретных особенностях {интеллекте,
тревожности, самооценки, чувстве юмора, наиболее характерных
личностных чертах и т. п.); 3) информация поступает в виде, позво-
ляющем дать качественное и количественное сравнение обследуе-
мого индивида с другими людьми; 4) информация, получаемая с по-
мощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения вы-
бора средств вмешательства, прогноза их эффективности, а также
прогноза развития, общения, эффективности той или иной дея-
тельности индивида.
Принципы разработки психодиагностических средств и их
конкретное воплощение в диагностических методиках, включая их
методологическое и теоретическое обоснование, проверку валидно-
сти и надежности, входят в предмет общей психодиагностики.
Развитие этой области знания в нашей стране шло неравно-
мерно. Интенсивное развитие психодиагностики в 20-х и начале 30-х
годов оказалось затем приостановленным благодаря неконтроли-
руемому, непрофессиональному и расширительному использованию
тестов. В результате в развитии отечественной психодиагностики
наметилось отставание, которое стало интенсивно преодолеваться с
начала 70-х годов. Большую работу в этом направлении проводит
научный коллектив Санкт-Петербургского психоневрологического
института имени В. М. Бехтерева¹. Издаются монографии, посвя-
щенные частным, или специальным, психодиагностикам². Русскоя-
зычному читателю становятся доступными зарубежные издания³.
Вновь разрабатываются фундаментальные вопросы общей психоди-
агностики
4
.
Предлагаемая вниманию читателя книга содержит системати-
                                                                
1
См. например: Психологические методы исследования личности в клинике. Л., 1978; Кабанов
М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клини-
ке. Л., 1983.
2
См.: Зейгарник Б. В Патопсихология. М., 1976; Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методи-
ки патопсихологии. М., 1970; Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.,
1984; Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагности-
ки в спорте. М., 1584; Бурпачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев,
1979.
3
См.: Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978; Анастази А. Психо-
логическое тестирование. М., 1982.
4
См.: Норакидзе В. Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси, 1975; Психодиагно-
стические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л., 1976; Соколова Е.
Т Проективные методы исследования личности., М., 1980; Аванесов В. С. Тесты в социологиче-
ском исследовании. М., 1982; Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику.
М., 1883; Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича.
М., 1981; Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Под ред. В. В.
Столина и А. Г. Шмелева. М., 1984; Мельников В. И., Ямпольский Л. Т. Введение в эксперимен-
тальную психологию личности. М., 1985.
Hosted by uCoz