Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 373 
Next page End  

8
ческое изложение ряда разделов общей психодиагностики. В ней ос-
вещаются вопросы теории и истории психодиагностики, подробно
описываются приемы, используемые при психометрической отладке,
проверке и разработке психодиагностических инструментов. Ряд
глав посвящен психодиагностике отдельных психических характе-
ристик, которые наиболее часто становятся предметом изучения
психодиагноста или психолога-исследователя. К ним относятся чер-
ты личности, мотивация, межличностные взаимоотношения, способ-
ности, сознание и самосознание. В то же время, некоторые традици-
онные разделы общей психодиагностики, уже получившие освеще-
ние в литературе (например, психодиагностика интеллекта), не
представлены в книге. В каждой главе, посвященной конкретной
предметной области психодиагностики, приводится обзор сущест-
вующих методик и, как правило, более подробно излагаются те из
них, которые авторами рекомендуются к использованию. Изложение
этих последних методик отражает тот этап, на котором находятся их
теоретическая разработка и психометрическая отладка. Превраще-
ние психодиагностических методик в надежный инструмент науки и
практики зависит от интенсивности усилий многих исследователей,
проверки и перепроверки получаемых данных.
ГЛАВА   1 ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК НАУКА И КАК
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1.
НАУЧНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА И ПСИ-
ХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Психодиагностика - и теоретическая дисциплина, и сфера
практической деятельности психолога.
Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рас-
сматривает закономерности вынесения валидных и надежных диаг-
ностических суждений, правила «диагностических умозаключений»,
с помощью которых осуществляется переход от признаков или ин-
дикаторов определенного психического состояния, структуры, про-
цесса к констатации наличия и выраженности этих психологических
«переменных». Иногда такие правила сравнительно просты, иногда
довольно сложны, в одних случаях «встроены» в сам диагностиче-
ские инструмент, в других - требуют особой работы с диагностиче-
скими показателями: стандартного сравнения профилей, расчета ин-
тегральных показателей, сопоставления с альтернативными диагно-
стическими пробами, экспертной интерпретации, выдвижения и от-
брасывания гипотез.
Психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно свя-
зана с соответствующими предметными областями психологической
Hosted by uCoz