Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 373 
Next page End  

93
тов позволит понять, насколько пренебрежима ошибка измерения,
дает ли данный тест интервальную шкалу (высокий r) или только
диагностичен для крайних групп (высокий
?
), насколько устойчиво
измеряемое свойство во времени (возможен ли статистический про-
гноз - проекция тестового балла на будущее), в каких своих пунктах
тест менее надежен (анализ этих пунктов позволяет психологически
осмыслить содержательный механизм взаимодействия пунктов с ис-
пытуемыми).
3. Если возможности обследования испытуемых ограниченны,
произвести повторное тестирование только на части выборки (не ме-
нее 30 испытуемых), подсчитать (вручную) ранговую или четырех-
клеточную корреляцию для оценки внутренней согласованности и
стабильности теста в целом.
3.3. ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТОВ
Проблемы валидизации психологических тестов являются
центральными для дифференциальной психометрики, но, к сожале-
нию, до сих пор решенными не до конца. Решение этой проблемы
зависит не от статистического аппарата, а от уровня развития теоре-
тического аппарата дифференциальной психологии.
Валидность и надежность. Валидность (или обоснованность)
всякой процедуры измерения состоит в однозначности (устойчивос-
ти) получаемых результатов относительно измеряемых свойств объ-
ектов, т, е. относительно предмета измерения. Отличие понятия ва-
лидности от надежности измерения удобно раскрывать с помощью
различения «объекта» и «предмета» измерения. Надежность - это ус-
тойчивость процедуры относительно объектов. Надежность не обя-
зательно предполагает валидность. В психологии довольно часто
возникает такая ситуация, когда исследователь вначале предлагает
определенную процедуру измерения, показывает ее надежность -
способность устойчиво различать объекты, но вопрос о валидности
остается открытым.
Если в сенсорной психофизике вопрос о валидности измере-
ний оказывается в значительной степени затушеванным тем обстоя-
тельством, что простейшие физические стимулы достаточно одно-
значно детерминируют измеряемые свойства ощущений, то в диф-
ференциальной психометрике значимость проблемы валидности
резко возрастает. Здесь ситуация подобна той, когда в психофизиче-
ском опыте испытуемому не указывают, по какому именно парамет-
ру следует сравнивать стимулы. Пусть испытуемый А понял инст-
рукцию так, что стимульные объекты надо сравнивать по весу, а ис-
пытуемый Б - по размеру. Если процедура измерения будет повторе-
на по отношению к тем же объектам, то она даст вполне устойчивые
Hosted by uCoz