Navigation bar
  Print document Start Previous page
 102 of 301 
Next page End  

201—211.
28
Общий обзор см.: Pateman T. Philosophy of linguistics//Coates R. et al. (eds). New
horizons in linguistics 2. Harmondsworth: Penguin. Forthcoming.
29
Социологи имеют теперь отличный и очень доступный методологический текст,
написанный с позиций реализма: S а у e r A. Method in social science, L.:
Hutchinson., 1984.
30
См. Stoskman N. Anti-positivist theories of the sciences.
Хелена Козакевич.
РЕАЛИЗМ И СОЦИОЛОГИЯ: ВЫШЛА ЛИ СОЦИОЛОГИЯ ИЗ КРИЗИСА? 
(Заметки на полях книги У. Аутвейта «Новые философские концепции социальных
наук. Реализм. Герменевтика и критическая теория»¹)*
* Helena Kozakiewicz.
Есть три причины, которые позволяют рассматривать взгляды Уильяма Аутвейта в
качестве диалога для постановки нескольких проблем, имеющих основополагающее
значение для социологии как научной дисциплины. Во-первых, потому что автор
«Новых философских концепций социальной жизни» (известный также двумя другими
своими работами, «Понимание социальной жизни²» и «Формирование понятий в
социальной науке»³), представитель нового поколения обществоведов, в то же время
имеет признанную академическую позицию; его творчество очерчивает одну из
возможных форм будущей социологии. Во-вторых, потому что рассуждения,
изложенные в «Новых философских концепциях социальных наук», охватывают главные
теоретические ориентации современной социологии и основную традицию
классической науки. В-третьих, потому что У. Аутвейт предполагает, что социология
нашла в конце концов свою метапарадигму, которая скрыто присутствовала во всей
теоретической традиции и которая, будучи раскрытой и осознанной, завершает
кризисную ситуацию «антипозитивистского перелома», позволяет вконец изнуренной
внутренними распрями социологии начать систематическое построение
содержательной теории общественного мира. Этой парадигмой является «новый
реализм», который, следовательно, и будет контекстом для освещения вопроса о
состоянии современной и будущей социологии.
Интеллектуальную призму, сквозь которую рассматриваются эти вопросы, лучше
всего определяют заключительные слова книги: «Несмотря на всю свою элитарность и
политическую безответственность, на весь свой консерватизм, современная наука,
понятая как систематическое исследование и интеллектуальная основа политики, —
единственный путь, дающий надежду на понимание развития наших обществ и
возможность сохранять влияние на него»
4
Приведенное положение выражает реалистическую позицию автора в отношении
науки, — равно отстоящую от модернистского восхваления науки и от
постмодернистского осуждения ее, — позволяет предположить неслучайную связь
между «реализмом повседневности», точкой зрения «золотой середины» и
определенным вариантом философского реализма, метатеоретической точкой зрения.
Впрочем, во «Введении» автор прямо говорит об этом: «Моя основная идея носит
экуменический характер»
5
.
Для того чтобы ответить на вопрос о последствиях такой позиции для «Современной
социальной теории» *, попробуем реконструировать теоретическую основу метатеории,
которую У. Аутвейт назвал «новым реализмом», — реконструировать систематически и
детально (насколько позволяет объем статьи), используя по возможности
формулировки автора для того, чтобы свести к минимуму опасность недоразумений.
Hosted by uCoz