Navigation bar
  Print document Start Previous page
 114 of 301 
Next page End  

49. Там же. С. 153.
50. Ibid. P. 31.
51. Ibid.
52. Там же. С. 153.
Уильям Аутвейт.
ОТВЕТ  ХЕЛЕНЕ  КОЗАКЕВИЧ*
* © William О u t h w a i t e. 186
Я благодарен Хелене Козакевич за чрезвычайно внимательный разбор моей книги.
«Вращаюсь ли я в одном и том же круге... проблем» в процессе ее написания —
предоставляю судить читателям. Здесь же я намерен сосредоточиться на глубинных
основаниях моего подхода к этим проблемам.
Козакевич, возможно, права, обвиняя меня в известной двусмысленности
практических выводов из философии реализма и философских метатеорий вообще.
Причиной тому — важный вопрос, который определенно не сводится к простой
беззаботности или неточности с моей стороны. Тут замешан, я думаю, никак не меньше
чем вопрос о соотношении, которое должно бы существовать между философией и
другими науками. Хотя я выступал с этой темой в статье, посланной в Мрагово и
печатаемой где-то в этом ежегоднике, может быть, полезно дать здесь некоторые
дополнительные акценты.
На самом общем уровне отношение философии к другим наукам лучше всего
схвачено в локковском образе «подсобника», «занятого ...неторопливой расчисткой
почвы и уборкой сора на пути к знанию». Временами философия может играть и более
творческую, «майевтическую» роль в прояснении понятий, способствующем научному
продвижению. Однако мы должны оставаться очень подозрительными к любым
философским попыткам издавать законы для науки, средствами философской
аргументации предписывающие природе, на что она должна быть похожа или как ее
надо изучать. Гегелевы дедукции насчет солнечной системы — хорошо известный
пример, и в стране, которая превратила спекулятивную «Философию природы»
Энгельса в Диамат, этот пункт не нуждается в дальнейшем разъяснении.
Некоторые критики предположили, что «реализм» Бхаскара навлекает сходные
опасности. Алан Чалмерс ([3], 19) формулирует эти опасения очень четко: «Вообразим,
что средневековый ученый, работающий в рамках одной из версий аристотелевской
теории, задался бхаскаровским вопросом: каков должен быть мир, чтобы наука была
возможна?— и попытался ответить на него бхаскаровским же путем. Я считаю
наиболее правдоподобной частью ответа нечто вроде: мир должен быть конечным,
гармоничным целым, имеющим центр... Практические процедуры, которые Бхаскар
правильно призна¸т важными компонентами современной науки, могут быть
превзойдены более успешными процедурами. В таком случае будущий историк мог бы
согласиться, что Бхаскар верно определил мировоззрение, подразумеваемое наукой его
дней, но с одной оговоркой: оно ограниченно пригодно и неадекватно оснащено для
познавательной схватки с миром, как он есть в действительности».
Однако мне ясно, что Бхаскар не имеет намерения стать законодателем для науки:
скорее уж его цель — развить философию, которая «широко совместима с
самостоятельными содержаниями отдельных наук» ([2], 183). Или, как он говорил
немного раньше ([1]» 98—99): «Создавая возможность философского рассуждения,
зависимого от исторической актуальности тех или иных видов социальной практики,
типа науки, трансцендентальный реализм показывает путь интеграции философских,
социологических и исторических исследований этой практики. В частности здесь не
Hosted by uCoz