Navigation bar
  Print document Start Previous page
 131 of 301 
Next page End  

между индивидами, занимающими эти позиции и вовлеченными в эти практики
38
.
Одно преимущество реляционной концепции должно быть очевидно сразу. Она
позволяет сосредоточиться на ряде вопросов, связанных с распределением
структурных условий действия и, в частности, с различными привязками: (а)
производительных сил и ресурсов (всех видов, включая, например, познавательные
ресурсы) к лицам (и группам) и (б) лиц (и групп) к функциям и ролям (например, в
разделении труда). При этом она помогает оценить вероятность различных (и
антагонистических) интересов, конфликтов внутри общества и, следовательно,
мотивированных интересами преобразований в социальной структуре. Уделяя
одинаково много внимания и распределению и обмену, реляционная концепция
избегает специфической слабости теорий рыночной экономики. А, допуская
конфликтные отношения внутри общества и между обществом и индивидом, эта
концепция излечивает хроническую болезнь ортодоксальной социологии, пре-
имущественно занятой в прошлом фактически «гоббсовской проблемой порядка»
39
.
Маркс сочетал по сути реляционную концепцию обществоведения и
преобразовательную модель деятельности общественного человека с
дополнительной предпосылкой — историческим материализмом, — т. е. учением,
что материальное производство в конечном счете определяет все остальное в
общественной жизни
40
. Как теперь хорошо известно, хотя и можно априорно
утверждать, что материальное производство есть необходимое условие об-
щественной жизни, но нельзя доказать, что оно в конечном счете определяющее
(достаточное) условие. И потому, подобно любой другой концептуальной разработке
или парадигме в науке, исторический материализм может быть оправдан только его
плодотворностью в порождении проектов, богатых исследовательскими
программами, способными дать жизнь цепи теорий с постоянно нарастающей
объяснительной силой. Не самая малая из проблем, стоящих перед историческим
материализмом, заключается в том, что хотя в отдельных областях достигнут зна-
чительный прогресс в объяснениях, общая парадигма сама по себе все еще ждет
адекватной формулировки. (Стоит только подумать о проблеме согласования тезиса
об относительной автономии надстройки с положением о ее детерминации в ко-
нечном счете базисом
41
.)
Сомнительно, чтобы какая-нибудь тема в философии развивалась более
догматично, чем тема внутренних отношений. Учение, что все отношения
внешние, скрыто присутствует в теории причинности Юма, где оно свернуто в
понятии контингентности причинной связи. Но это учение фактически приняла
целая ортодоксальная (эмпирицистская и неокантианская) традиция в философии
науки. Напротив, рационалисты, абсолютные идеалисты и поклонники диалектики
Гегеля или Бергсона обычно становились приверженцами равно ошибочного воззрения,
что все отношения — внутренние. Здесь снова основное философское различие
проходит по линии, разделяющей марксиста и немарксиста. Колетти и Оллман
42
представляют лишь самые последние и особенно крайние варианты позиций, уже
полностью развитых внутри марксизма по меньшей мере со времен Гильфердинга и
Дицгена. Теперь важно признать, что некоторые отношения могут быть
внутренними, а другие нет. Более того, некоторые природные отношения (вроде
отношений между магнитом и его полями) являются внутренними, а многие со-
циальные отношения (типа тех, что возникают между двумя велосипедистами в
кроссе) нет. В принципе это открытый вопрос, является или нет какое-то конкретное
отношение в историческом времени внутренним.
Отношение ®
AB
можно определить как внутреннее, если и только если А не
будет тем, чем А по существу является, при условии, что В не было бы связано с
ним так, как есть. ®
AB
является симметрично внутренним, если то же самое при-
Hosted by uCoz