Navigation bar
  Print document Start Previous page
 133 of 301 
Next page End  

претендовал на это благодаря своей теории истории, устанавливавшей, между
прочим, способ расчленения моментов названной тотальности или образчики
социальной структуры. О теории истории можно судить только по
историческим материалам. Но можно ли в свете предыдущего анализа сказать
что-нибудь о намерениях, если не результатах, этого проекта?
Наш анализ указывает путь к понятийному осмыслению соотношения между
специальными общественными науками (типа лингвистики, экономики,
политики и т. д.), социологией, историей и такой обобщающей теорией общества, на
какую отважился марксизм. Если история есть прежде всего наука о «прошлом
особенном», а социология — о социальных отношениях, то разные специальные
общественные науки занимаются структурными условиями для реализации конкретных
типов социальной деятельности (т. е. порождающими комплексами в производстве
этих типов). Разумеется, при существующей взаимозависимости видов социальной
деятельности следует очень старательно избегать гипостазирования (возведения в
самостоятельные сущности) результатов такого конкретного анализа. Сверх того,
поскольку внешние условия могут быть внутренне связанными с порождающими
механизмами, действующими в конкретных областях общественной жизни,
специальные науки логически предполагают обобщающую науку, которая, согласно
преобразовательной модели, может быть только теорией истории. Если социологию
интересуют структуры, направляющие отношения, необходимые в определенные
исторические периоды для воспроизводства (и преобразования) определенных
социальных форм, то ее «объясняемые сущности» (explananda) всегда
специфичны; не может быть никакой «социологии-вообще», но только социология
социальных форм, имеющих конкретное историческое место. Таким образом,
социология подразумевает и специальные науки, и историю. Но реляционная
концепция требует, чтобы социальные условия для самостоятельных направлений
преобразующей деятельности, в которых заняты субъекты, были только отношениями
различных родов. А преобразовательная модель требует, чтобы все эти деятельности
были, по сути, производствами. Таким образом, точный предмет социологии — это
отношения производства (разных родов). И если такие отношения сами по себе
внутренне связаны и подлежат преобразованию, тогда социология должна либо
предусмотреть, либо занять место точно такой же обобщающей и исторической науки,
какой претендует быть марксизм. Прибегнув к кантовской метафоре
47
, скажем, что если
марксизм без детализированной социальной и исторической научной работы пуст, то
такая работа без марксизма (или какой-то подобной теории) слепа.
1.
См.: A Realist theory of science. Leeds. 1975. esp. Ch. 1 Sec. 4.
2.
Маркс К. Экономические рукописи 1857—1895 годов. Маркс К., Энгельс Ф.
Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 214.
3.
См., например: S h u t z A. Common-sense and scientific interpretations of human
actions//Collected Papers 1. The Hague. 1967; or “Problems of interpretative
sociology”, reprinted from The phenomenology of the social world. L., 1967//Ry an
A. (ed.). The Philosophy of social explanation. Oxford. 1973.
4.
Как это выявлено возможностью абсолютного идеализма в качестве он-
тологического основания для идеалистических социологии (часто, и с
требующей Доказательства необходимостью, сочетаемого в работе одного и
того же автора с индивидуализмом — например, у Вебера и Дильтея, или
коллективизмом — Например, у Дюркгейма или, скажем, Леви-Строса). См.
также: В е n t о п Т. Philosophical foundations of the three sociologies. L., 1977. P.
85. n. 11.
5.
См.  характерную  аналогию,   проведенную   Уоткинсом  между  
методологическим индивидуализмом в обществоведении и понятием механизма
в
физике: Ideal types and historical explanation, British Journal for the Philosophy of
Hosted by uCoz