Navigation bar
  Print document Start Previous page
 158 of 301 
Next page End  

последнем труде «Политическая теология II» Шмитт подробно рассмотрел
аргументы Петер-сона, Блюменберга и многих других оппонентов. См.: S с h m i
11 С. Politische Theolo-gie П: Die Legende von der Erledigung jeder politischen
Theologie. Berlin, 1970. 
73. См.: Филиппов А. Ф. Социологический консерватизм. М., 1991. Готовится к
печати.
74. Это одна из сквозных тем новой книги: L u h m a n n N., F и с h s P. Reden und
Schweigen. Frankfurt a. M., 1989.
Мишель Маффесоли.
ОКОЛДОВАННОСТЬ МИРА ИЛИ БОЖЕСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ*
*© Michel M a f f e s о 1 i. 274
Для того чтобы приступить к изучению чудесного в современном мире, можно
принять за отправную точку «божественное социальное» — термин, которым Э.
Дюркгейм обозначал связующую силу, лежащую в основе любого общества или
ассоциации людей. Слово «миф» также могло бы быть использовано в том смысле, в
каком оно употребляется для обозначения того, что объединяет нас с каким-либо
соообществом; речь идет не столько о содержании, которое относится к области веры,
сколько о форме, вмещающей это содержание, т.е. о том, что является общей матрицей,
что служит опорой «бытия-вместе» (Fetre-ensemble). Я воспользуюсь по этому случаю
определением Зиммеля: «Религиозный мир уходит корнями в духовную сложность
взаимоотношений отдельного человека с ему подобными или же с группой ему
подобных... эти взаимоотношения представляют собой чистейшие религиозные
явления в обычном смысле этого слова» ¹.
Мы не намерены проводить здесь социологическое исследование религии, тем более
что специалисты в этой области, как только возникает вопрос о новом всплеске
религиозности, сразу становятся весьма сдержанными. Воздержусь и я от вторжения в
область их компетенции и постараюсь не выходить за рамки того неясного,
расплывчатого, что есть в религиозном чувстве. Делаю я это с тем, чтобы иметь
возможность обратить внимание читателя на развитие чудесного, в том числе за
рамками его официальных проявлений, на значимость, которая придается
воображаемому, символическому, всему тому, что заставляет пытливые и
соответствующим образом настроенные умы отмечать возвращение иррационального.
Прежде всего следует сказать о существовании определенной связи между
возрождающимся интересом ко всему натуральному (натурализм) и чувством
околдованности миром, которое сегодня можно наблюдать.
За всякого рода демистификациями, «демифологизациями», нашедшими своих
сторонников в сфере теологических размышлений, социолог — этот социальный
«разведчик» — не может не принимать во внимание все многообразие элементов,
вышедших на первый план, таких, как рок, судьба, небесные светила, магия, гадание,
гороскопы, культы природы и т. д. Можно со всей очевидностью утверждать, что
стихия азартных игр, захлестнувшая францию, таких, как лото, tacotac*, tierce**,
национальная лотерея, мода на игру в казино — все это имеет отношение к тому же
процессу.
* Tacotac — одна из разновидностей цифрового лото. 
** Tierce — вид пари на скачках, когда ставят на трех лошадей.
Здесь нам хотелось бы поговорить о пути, по которому следовало бы направить
Hosted by uCoz