Navigation bar
  Print document Start Previous page
 169 of 301 
Next page End  

Алкивиаду? Следовательно, дело заключается в том, чтобы в речевой деятельности
провести различие, которое позволит изолировать, выделить субъект этой деятельности
и совокупность элементов, слов, шумов, составляющих ее и позволяющих ей
осуществиться. Иными словами, необходимо выявить субъект в его неизменности.
Субъект — это то, что пользуется определенными средствами, для того чтобы что-то
сделать. Тело совершает какое-то действие лишь постольку, поскольку существует
некий элемент, который его использует. Этим элементом не может быть само тело, им
может быть только душа. Субъектом всей этой телесной, инструментальной, языковой
деятельности является душа, использующая язык, инструменты и тело. Таким образом,
мы подошли к вопросу о душе. Эта душа не имеет ничего общего, например, с душой
— пленницей тела, душой, которую надо освободить («Федон»), ни с душой, которую
следует вести в нужном направлении («Федр»). Это также не та душа, организованная
согласно определенной иерархии инстанций, которую нужно привести в гармонию
(«Государство»). Это душа только потому, что она является субъектом действия, по-
скольку она движет телом, действует посредством своих инструментов и т. д.
Используя выражение chresis, Платон хочет указать, что отношение субъекта к его
средствам имеет не просто инструментальный характер (chrestai — пользоваться;
существительное chresis обозначает определенный тип отношения к другому человеку).
Употребляя глагол chrestai и существительное chresis, Платон в действительности
стремится обозначить не некое инструментальное отношение души ко всему
остальному миру или к телу, а, скорее, своеобразную страсть трансцендентного
характера, которую испытывает субъект ко всему, что его окружает, к объектам,
находящимся в его распоряжении, а также к другим людям, с которыми он вступает в
отношения, к своему телу и, наконец, к самому тебе. Так что, когда Платон использует
понятие для обозначения того «Я», о котором надо заботиться, он обнаруживает не
душу-сущность, а душу-субъект.
Диететика, экономика, эротика как самореализация субъекта
Существуют три вида деятельности, которые внешне напоминают заботу о себе:
деятельность врача, хозяина дома и влюбленного.
1. Проявляет ли заботу о себе врач, если, будучи больным, лечит себя, используя все
свои познания в области медицины применительно к самому себе? Нет, поскольку он
заботится не столько о себе, то есть о своей душе-субъекте, сколько о своем теле.
Таким образом, здесь должны быть налицо различные цели, объекты. Налицо также
разница между techne врача, применяющего свои знания к самому себе, и techne,
которое должно позволить индивиду проявить заботу о самом себе, то есть о своей
душе, выступающей в качестве субъекта.
2. Заботится ли о себе отец семейства и собственник, когда он печется о благе своих
близких и стремится приумножить свои богатства? Нет, так как он печется не о самом
себе, а о том, что ему принадлежит.
3. Подобный   ответ   будет   и   в   случае   с   влюбленным.    Не стоит заботиться о
теле любимого, потому что оно красиво; напротив, следует заботиться о его душе как
субъекте его действий, поскольку эта душа использует его тело и его возможности. В
Алкивиаде Сократ ищет не что иное, как способ проявления его заботы о самом себе.
Забота о себе невозможна без наличия наставника. А позиция самого наставника
определяется заботой о том, какую заботу о себе проявляет его подопечный. Наставник
— это тот, кого заботит забота, которую субъект проявляет по отношению к самому
себе. Любовь к ученику выражается в возможности заботиться о той заботе, которую
тот проявляет о самом себе. Проявляя незаинтересованную любовь к юноше, наставник
дает принцип и образец той заботы, которую юноша должен осуществлять по
отношению к самому себе как субъекту.
Hosted by uCoz