Navigation bar
  Print document Start Previous page
 171 of 301 
Next page End  

3. Эротическое чувство юношей будет иметь тенденцию к исчезновению.
Эти три аспекта подвержены постоянным вариациям, которые составят
постплатоновский период истории «заботы о себе». Алкивиад представляет собой
типично платоновское решение данной проблемы, ее сугубо платоновскую форму, а не
общую историю «заботы о себе».
Понимание заботы о себе в платоновской и неоплатонической традиции
характеризуется, во-первых, тем, что «забота о себе» обретает свою форму и свое
завершение в самопознании, которое является если и не единственной, то, по крайней
мере, абсолютно суверенной формой по отношению к ней; во-вторых, тем, что
самопознание как высшее и независимое выражение своего * «Я» обеспечивает доступ
к истине, и именно к ней; наконец, постижение истины позволяет в то же время
признать существование божественного начала в самом себе. Познать самого себя,
познать божественное начало, узнать его в самом себе — это, я полагаю, является
основополагающим в платоновской и неоплатонической форме «заботы о себе».
Одним из условий доступа к истине в учении Платона является отношение к себе и к
божественному; отношение к себе выступает как проявление божественного начала и
отношение к божественному для своего «Я».
Забота о себе как врачевание души
Самореализация: от невежества (как области референции) к критике (самого себя,
других, мира и т.д.). Образование представляет собой остов индивида перед лицом
событий. Самореализация перестает быть настоятельной необходимостью на фоне
невежества (Алкивиад), которое само не подозревает о своем существовании;
самореализация становится необходимой на фоне ошибки, на фоне дурных привычек,
на фоне всякого рода деформаций и ставших привычными и укоренившимися
зависимостей, от которых надо освободиться, отряхнуться. Речь идет скорее об
исправлении, об освобождении, нежели о формировании знания. Именно в этом
направлении будет развиваться самореализация, что представляется весьма
существенным. Даже если человеку не удалось «исправиться» в молодости, этого
всегда можно достичь в более зрелом возрасте. Даже если мы согбенны, существуют
различные средства, чтобы помочь нам «распрямиться», исправиться, стать тем, чем
мы должны были бы стать и чем мы никогда не были. Стать вновь тем, чем человек
никогда до этого не был, — это, я думаю, один из основных элементов, одна из
главных тем самореализации.
Первым следствием хронологического перемещения «заботы о себе» — с конца
юношеского возраста на взрослый период жизни — является критическое отношение к
самореализации. Вторым следствием будет отчетливое и ярко выраженное сближение
самореализации и врачевания. Самореализация задумана как акт врачевания, как
терапевтическое средство. Терапевты находятся в корреляции между уходом за
человеком и уходом за его душой. Существует очевидная взаимозависимость между
философией и медициной, между практикой души и практикой тела. (Эпиктет считал
свою философскую школу лечебницей души.)
27 января 1982 Другой как посредник
Отношение к себе выступает отныне как задача самореализации. Эта задача есть
конечная цель жизни и в то же время самореализация — редкая форма существования.
Самореализация — конечная цель жизни любого человека, форма существования —
только некоторых. Мы имеем здесь форму, лишенную такой крупной
трансисторической категории, как спасение. Однако нужно решить проблему
отношения к другому человеку как посреднику. Другой необходим в процессе
самореализации для того, чтобы форма, которую эта самореализация определяет,
действительно достигла своего объекта, то есть своего «Я». Другой необходим для
Hosted by uCoz