Navigation bar
  Print document Start Previous page
 177 of 301 
Next page End  

изменения своего бытия я должен осуществить, чтобы постичь истину?»
Фундаментальным принципом является то, что субъект как таковой,
предоставленный самому себе, не способен к восприятию истины. Он сумеет ее
постичь лишь в том случае, если произведет с собой целый ряд операций,
трансформаций и модификаций, которые сделают его способным к восприятию
истины.
Именно здесь находится место христианству. Настал момент, когда субъект как
таковой обрел способность постигать истину. Совершенно очевидно, что модель
научной практики сыграла существенную роль в этом процессе. Достаточно открыть
глаза, начать здраво рассуждать, придерживаясь очевидного и никогда не удаляясь от
него, чтобы обрести способность к постижению истины. Таким образом,
преобразование самого субъекта становится необязательным; достаточно, чтобы
субъект был тем, кто он есть, и истина откроется ему в познании, поскольку доступ к
ней открыт самой структурой субъекта.
Возникает инверсия отношения между спасением других (политика) и спасением
самого себя (момент катарсиса). Согласно Платону, следует проявлять заботу о себе,
чтобы заботиться о других, и, если человек спас других, то, тем самым, он спас самого
себя. Спасение других есть своего рода дополнительное вознаграждение за
деятельность, которую человек упорно осуществляет над самим собой. Спасение
других есть следствие, результат заботы о себе.
10 февраля 1982
Epistrophe и обращение
У Платона встречается понятие epistrophe, в котором можно вычленить четыре
следующих элемента:
— отвернуться от... (внешних признаков);
— обратиться к самому себе  (констатировать свое невежество);
— осуществить акт воспоминания;
— вернуться к своей онтологической родине (родине основ, истины и бытия).
Познать самого себя — значит познать истину, освободиться в акте воспоминания
как основополагающей форме знания, которое питает эти элементы. В I и II вв. н.э.
стоики преобразовали epistrophe в обращение. В отличие от epistrophe, обращение под-
разумевает скорее освобождение от всего, что делает нас зависимыми, над чем мы не
властны, нежели освобождение от тела как неподвижного центра замкнутого и полного
отношения себя к себе. Роль познания перестает быть столь решающей и
основополагающей. Большее значение приобретают практика, аскеза, упражнения.
В III и IV вв. н.э. понятие «обращения» вновь будет подхвачено христианами и
подвергнется новой трансформации. Христианское обращение (metanoia)
подразумевает:
а)внезапное изменение как единственное событие (потрясение как разрыв);
б) переход от одного состояния к другому (переход от смерти к жизни как
преображение);
в) отказ «Я» от самого себя.
Однако этот разрыв происходит не в самом себе, а для, посредством, вокруг, к
самому себе (см. Сенека: бежать от себя, Ускользнуть от себя). Вы видите, что
обращение — это движение, направленное к своему «Я», не выпускающее его из виду,
фиксирующее его раз и навсегда как цель и достигающее его там, где оно совершает
поворот. И если обращение (metanoia) в эпоху христианства или постхристианства
Hosted by uCoz