Navigation bar
  Print document Start Previous page
 184 of 301 
Next page End  

противник). Льстец — это тот, кто мешает императору заботиться о себе должным
образом и делает его слабым как по отношению к самому себе, так и по отношению к
другим. Лесть — это ложное, лживое рассуждение. В риторике важна не столько
правда, сколько убеждение. Paresia передает истину напрямую, тогда как риторика, в
лучшем случае, только косвенно. Действительно, риторика — это всего-навсего
техника, которая должна обеспечить передачу общеизвестной истины (о лести см.:
Сенека. Исследования природы, введение к главам III и IV; о риторике см.: Цицерон и
Квинтилиан).
В чем состоит paresia? Она не равнозначна своему содержанию (истине), а
представляет собой правила осторожности и правоспособности; функцией
риторической формы является оказание воздействия на других людей, тогда как в
paresia говорящий занимает иную позицию. Открываясь другому, он, конечно,
оказывает на него определенное влияние, однако в истоках этой открытости лежит его
благородство; его проявление имеет характер, незаинтересованный относительно его
собственного благосостояния. Риторика представляет собой другой случай, когда
говорящий стремится убедить. Существует переход от paresia учителя к paresia
учеников. В эпикурейском кружке правдивая речь считалась обязательной: я открываю
другим истину моей собственной души; я должен ответить правдивой речью. В этом
истоки христианской исповеди.
Для полной гарантии paresia в том, что человек говорит, должно действительно
ощущаться его собственное присутствие. Иначе говоря, правда того, что он говорит,
должна обнаруживаться в его поведении и в образе жизни. Говорить то, что думаешь,
думать то, что говоришь, вести себя так, чтобы слова не расходились с поступками,—
это обещание, это своего рода добровольное обязательство лежит в основе действия.
Учитель придерживается данного обязательства, и потому его речи выслушиваются.
Глубинную сущность paresia составляет тождественность субъекта высказывания и
субъекта поведения. Именно эта тождественность дает право и возможность выходить
в речи за рамки надлежащих и традиционных форм, говорить независимо от ресурсов
риторики, которую, в случае необходимости, можно использовать с целью облегчить
восприятие того, что говорится. Paresia, умение говорить искренне, является основной
формой речи руководителя; это речь, свободная от правил, освобожденная от
риторических приемов в том, что касается ее привязанности к ситуации, к конкретному
случаю и к особенностям слушающего. Это такая речь, которая со стороны говорящего
равноценна обязательству и представляет собой определенное соглашение между
субъектом высказывания и субъектом поведения. Субъект берет на себя обязательство
в тот самый момент, когда он искренне говорит, что будет делать то, что он говорит, и
станет субъектом такого поведения, которое постепенно объединит его с истиной, им
формулируемой.
Педагогика и психогогика
Мы можем назвать педагогикой передачу такой истины, функцией которой является
снабжение субъекта какими-либо отношениями, способностями, знаниями, которых он
до этого не имел и которые должен будет получить к концу педагогических отноше-
ний. С этого момента психогогикой можно было бы назвать передачу такой истины,
функцией которой будет не снабжение субъекта какими-либо отношениями, а скорее
изменение способа существования субъекта. В эпоху греческо-римской античности
основное бремя истины в психогогических отношениях приходится на долю учителя,
который обязан подчиняться целому комплексу правил, чтобы говорить истину и
чтобы истина могла произвести должный эффект. Основные задачи и обязанности
возложены на того, кто произносит истинное суждение. Именно по этой причине
можно сказать, что отношения психогогики находятся в относительной близости к
отношениям педагогики, так как в педагогике истину действительно формулирует
Hosted by uCoz