Navigation bar
  Print document Start Previous page
 193 of 301 
Next page End  

Пускай вселенная полна
Исчадиями ада,
Нас не проглотит сатана,
Не нам бояться надо! Осилим его!
(Перевод В. Микушевича)
Так как эта вера является не чем иным, как твердой и непоколебимой жизненной
надеждой, она не есть только лишь ожидания и поиски, но — внутреннее достояние и
обладание. "Ut credo, ita habeo" («Во что верю, то имею». —Лат.). «Вера — это нечто
всесильное, как и сам Бог»
17
. В преходящем мире и жизненной нужде вера дает то, что
есть вечная жизнь и вечная духовность. «Если ты веришь Христу и предан ему, то ты
освобожден от телесной и духовной смерти и уже имеешь вечную жизнь». «Нет
никакого различия между часом, когда ты поднялся до веры в Бога, и часом, когда ты
еще ничего не видел»
18
. Эта религиозная уверенность, побуждающая к жизни и
дарящая духовность, не может быть достигнута посредством собственных волевых
усилий; все этические и аскетические достижения, самое высокое моральное
совершенство не в состоянии произвести эту чистую религиозную уверенность. Она
должна зародиться спонтанно и свободно, с исконной свежестью и силой из глубин
постигшей Бога души; она для Лютера — чудо, чистая милость Бога, действие
божественного Духа в душе. «Истинная вера — это доверие к Христу в сердце, и это
доверие пробуждает в нас только Бог»
19
. Вера переживается не как экстатическое
блаженство мистики по ту сторону бодрствующего сознания в святой
бессознательности; она не имеет в качестве своей предпосылки опустошение и
сублимацию естественной Душевной жизни; она проявляется более всего ежечасно, в
простой обыденной жизни, в привычном состоянии бодрствования, без переживания
искусственного напряжения чувственной жизни.
Эта вера, которую Лютер достиг в длительной борьбе с монастырями, с точки зрения
психологии религии есть не что иное, как основной феномен библейско-пророческой и
исконно-христианской религии. Вера имеет ту религиозную силу, которую
прославляли древнейшие израильские исторические книги вслед за праотцами. И
«Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15, 6).
Доверчивую веру в Яхве постоянно требовали пророки от Израиля. «Если вы не
верите, то потому, что вы не удостоверены» (Ис. 7, 9), — возглашал Исайя в еврейской
пословице, которая была точно воспроизведена Лютером. Надежда и доверие есть то
величественное настроение, которое было достигнуто великими израильскими бого-
мольцами Иеремией и псалмопевцами во время и после изгнания в тяжелой внутренней
борьбе. Вера дала Иисусу божественное имя «Абба». Вера высказана в его
парадоксально звучащем требовании о штурмующем небо усердии в молитвах; она
дала ему чудесную силу, двигающую горами:
????? ?????? ?? ?????????  (
Мк. 9, 24)
(«все возможно верующему» (Мк. 9, 23)). «Праведный верою жив будет» (Рим. 1, 17)
—вокруг этой центральной идеи собраны все мысли и чувства апостолов. В вере в
Христа постиг четвертый евангелист жизнь вечную:
? ?????????? ????? ???? ??????? 
(«верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ио. 6, 47)) —это высказывание, а не идея
логоса Филона является лейтмотивом Евангелия от Иоанна. Учение Лютера о "sola
fides" («только верую») оказывается тем самым лишь наиболее острой и
последовательной формой выражения основного чувства библейской религиозности
как ветхозаветной, так и новозаветной.
Если «любовь» и «соединение» центральные понятия мистики, то доверчивая «вера»
— центральный феномен евангелической набожности. Здесь, как и там, сознание Бога
есть излучение собственного основополагающего переживания жизни. Понятие
Божества мистики является лишь гипостазированием экстаза. Бог — безличное Единое
(??,??, ?????), "spiritalis sub-stantia" («духовная субстанция»—лат.), "lux
Hosted by uCoz