Navigation bar
  Print document Start Previous page
 207 of 301 
Next page End  

поется в песенке времен Реформации: «За нас борется тот справедливый человек,
который называется Богом. Ты спрашиваешь: «Кто это?» Его зовут Иисус Христос,
Господь Саваоф И больше никакого другого Бога нет» (Erl. 56, 344). Это древняя
6;л/.ог хт|ог;уца («двуначальная (двуединая) керигма» — греч.) в отношении
исторического Христа вновь демонстрирует его непреходящую истину».
***** Только однажды в истории мистики произошел сильный толчок к личностной
религии. Это касается Майстера Экхарта. Основная мысль его мистики идентична
мистике Атмана в ведических Упанишадах. Мистик отбрасывает оболочку за
оболочкой в постоянно продолжающемся «разложении», пока, наконец, не будет
постигнуто божественное сущностное ядро, «атман», «искорка» в сияющем блеске. По
Экхарту, верующий познает божество не в экстазе, разрушающем личность, а в
возрастающем самосознании. Переживание божественного в глубинах души
сближается здесь с лютеровским религиозным переживанием, так что Наторп («Die
Seele des Deutschen. 1918, 83) мог с полным правом утверждать, что «существенные
черты, за которые мы должны благодарить его [Лютера], уже были заложены
Экхартом». Но несмотря на свою склонность к сильной личностной жизни Экхарт
никогда не покидал глубочайшей основы безличностной мистики; Лютер же отказался
от этой основы и встал на позиции библейской религии; только так стало для него
возможным обновление христианской личностной религии. Если выше я говорил, что в
мистике была тенденция к безличностному, то при этом я ни в коей мере не утверждал,
что она не обладает индивидуальными чертами и всегда шаблонна. Безличностное
мистическое спасение, в котором человеческая личность растворяется в бесконечном,
мистический эрос, стремящийся к этой цели, наоборот, столь могуч и индивидуален,
сколь это вообще возможно. Мистическая жизнь, обращенная к Всевышнему, даже
внутри христиансства предполагает большое разнообразие и ярко выраженную
индивидуализацию, равно как и в не-христианской мистике, — эту мысль я уже
достаточно часто высказывал. (Ср.: Die buddhistische Versenkung. 50 ff.)
****** В дискуссии мне был брошен упрек, что я ставлю Лютера выше личностей
Ветхого и Нового Завета. Важно в этом замечании только то, что я рассматриваю
развитие библейской религии не как нечто законченное, но считаю, что возможности
для его последующего развития заложены уже в Новом Завете. Я считаю
ветхозаветных пророков, псалмистов, Иисуса, Павла и четвертого евангелиста в
высшей степени творческими и гениальными личностями (среди них Иисус занимает
особое место). Они были учителями Лютера; Лютер же остался позади них несмотря на
свою религиозную гениальность, истинную силу и оригинальность мысли и личную
свободу в творчестве.
КОММЕНТАРИИ ПЕРЕВОДЧИКА
«28 апреля 1967 года скончался Фридрих Хайлер. Он умер в своем родном городе
Мюнхене, полностью свершив жизнь ученого». Этими словами открывается
предисловие Курта Гольдаммера к последнему изданию последней книги одного из
основоположников сравнительного религиоведения Фридриха Хайлера. Приостановим
на время наш комментарий и вслушаемся в слова последней молитвы Фридриха
Хайлера, взятые им из работы Николая Кузанского «О мире в вере» («De pacem fidei).
Ими заканчивается последняя книга Фридриха Хайлера «Религии человечества». В них
— средоточение интересов его творчества и выражение его надежды. «...Ты, дарующий
бытие и жизнь, Ты — тот, кто облекается различными культами в различные формы и
называется разными именами, потому что Ты остаешься тем, кто Ты есть, неузнанным
и непроизнесенным... Господи, не скрывайся больше и покажи Свой Лик, и вновь
вернется спасение ко всем народам... Вели ты милостлив, то сделай это. И прекратится
раздор, и утихнет ненависть, и все поймут, что есть лишь одна религия во множестве
религиозных обычаев...
Hosted by uCoz