Navigation bar
  Print document Start Previous page
 209 of 301 
Next page End  

исчезают все лишние конфессиональные обвинения. Само собой разумеется, что в
рамках доклада могут быть освещены далеко не все стороны религиозной личности
Лютера».
По соображениям объема мы ограничиваемся очень краткими комментариями. " текст
статьи внесены авторские исправления.
*1*
«Царская мистика Христа» — Хайлер имеет в виду значение для мистики переживания
казни Христа. Мистическое переживание в свою очередь есть лишь символическое
замещение ритуального жертвоприношения, в данном случае особого его вида —
«царской жертвы». «Царская жертва» — центральный пункт многих мистерий и
культов, смысл которой — передать силу царя его последователям (Н е i I e r Fr Die
Religionen der Menschheit. P. 62).
*2*
«...с Тридентским Собором начался процесс упрочения» Тридентский Собор
(1545—1563), согласно Хайлеру, наряду с реформами христианства, догматизировал
ряд форм средневековой народной набожности. В частности это относится к поло-
жению о «семи таинствах», число которых еще в XI11 веке колебалось от 2 до 30 (op.
cit. P. 459, 473).
*3*
Соприкосновение с «numen praesens» — Рудольф Отто определяет соответствующее
переживание как «благоговейный страх». Хайлер — как то, что одновременно удивляет
и пугает, т. е. религиозный, нуминосный предмет — предмет, содержащий или
проводящий сверхъестественную силу. Для обозначения этой силы используют слова
примитивных народов — «мана» (меланез.), «табу» (подинез.) и «оренда» (индейск.).
*4*
«Католический модернизм» — Пий X энцикликой «Encyclica Pascendi» (1907) осудил
католическое философское и теологическое движение, возникшее в конце XIX века и
стремящееся совместить католицизм с современной культурой. Во Франции его
представителями были А. Луази и М. Блондель, в Англии — Г. Тирелл, в Италии — А.
Фогаццаро.
*5*
Мехтильда Магдебурская (ок. 1212—1283) -— бегинка, чей трактат «Об истекающем
свете Божества» выдержан в мистико-эротических тонах. Некоторые представления
этого трактата были переработаны в «Божественной комедии» Данте.
*6*
«... Евангелие... сделал основным и краеугольным камнем» — «Ибо сказано я Писании:
вот Я полагаю в Сионе камень краеугольный; и верующий в Него не постыдится» (I
Петр. 2, 6).
*7*
"fruitio Dei" то же, чго "fruiti deitatis" (лат.) В средневековой христианской философии
и теологии «наслаждение Бога» или «божественное наслаждение», достигаемое
«воссоединением человеческой жизни с е¸ источником, из которого происте кает
всякая жизнь» (Николай Кузанский. «О мире в вере», гл. XIII). Ср.: «И всякая жизнь и
всякое жизненное движение проистекает из Жизни, которая превосходит всякую жизнь
и всякое начало жизни» (Псевдо-Дионисий Ареопагит. О божественных именах.
Буэнос Айрес. 1957. С. 82. Пер. Игумена Геннадия (Эйкаловича)). Выражение "fruitio"
Hosted by uCoz