Navigation bar
  Print document Start Previous page
 220 of 301 
Next page End  

воздвигнутую им же самим — стену, с нелепой и безосновательной надеждой на ее
преодолимость. А выхода из лабиринта все не было: чтобы найти его, нужно было, в
сущности, немного. Однако подрезавший себе крылья не может взглянуть на себя
сверху. Хотя только сверху видны все тупики, понятны все реальные падения и
несостоявшиеся взлеты этого беспримерного блуждания.
Какие выводы сделала религиозная критика из анализа «секулярной религиозности»?
Прежде всего — ив секулярности человек встречается именно с религиозностью. Во-
вторых, несмотря на всю свою пагубность для человеческого духа, «секулярные
религии» были осмыслены и позитивно — в качестве закономерного этапа
долженствующего быть замкнутым цикла «христианство — богоборчество —
секулярная религиозность — христианство», который приобретает все более четкие
очертания в европейской — по крайней мере — русской культуре. Небывалые формы
отчуждения, порожденные непомерной ставкой на религию этатизма и техницизма в
деле решения «проклятых вопросов» человеческого бытия, привели европейскую
мысль к закономерному заключению: если «смерть Бога» оборачивается духовной
трагедией, а упование на всемогущество человекобожеских усилий приводит совсем не
в рай, а в бюрократически-техницистский ад, то... Многие вплотную приблизились к
этому выводу, но промыслить его до конца и в волевом усилии реализовать его
следствия не смогли. Нарушенное цело-мудрие подрывает волю. Ржавчина нигилизма
поразила души, сделав их неспособными принять единственное, что осталось —
сказать «да — христианскому Богу» (Г. Кюнг).
Подведем итог: наше предположение о связи «философии мертвого Бога» с
христианством имеет своим следствием признание того, что коррелятом абсентеизма
является теизм, а не атеизм, устойчивое возрождение трансцендентного, находящего
все новые и новые формы реализации в культуре Запада, позволяет сделать вывод о
переоценке секуляризационных процессов, причем не только светскими философами,
но и теологами. Анализ религиозной критики абсентеизма позволяет с уверенностью
заявить: христианская религия в эпоху секуляризации отнюдь не исчерпала всех своих
возможностей. Напротив, в определенном смысле секуляризация раскрыла перед
христианством новые возможности и новые перспективы. Апофатическое богословие
развертывается в самом историческом процессе: «Вытеснение Бога из мира дает новый
шанс вере, так как благодаря этому становится более ясным, чем Бог не является.
Выясняется, что Бог не может отождествляться с законами природы и истории» 17.
Религиозная критика абсентеизма представляет собой частный случай более широкой
историко-философской проблемы — взаимоотношения традиционной христианской
мысли с новейшими течениями философского мышления. В этом диалоге со светской
философией теология, вновь обретшая уверенность в себе в начале века,
продемонстрировала наличие у нее не предполагавшихся ее критиками ресурсов
гибкости, быстроты и точности реакции. Позитивизм, психоанализ, атеистический
экзистенциализм, лингвистическая философия, прагматизм и структурализм — все эти
течения, начав с вызова религиозной метафизике, в результате завязывавшегося
диалога оказывались ассимилированными религиозной мыслью. Каковы некоторые
общие принципы построения такого диалога — можно увидеть на примере нашего
рассмотрения религиозной критики абсентеизма.
1.
Булгков  С. Н. Свет Невечерний. Сергиев Посад. 1917. С. 12.
2.
Цит. по: Плеханов  Г. В. Собр. соч. в 5-ти томах. Т. 2. С. 42.
3.
Писарев  Д. И. Идеализм Платона. Спб., 1861.
4.
Герцен А. И. Избр. произв. Т. 1. М, 1946. С. 34. Впрочем, это место у Герцена
столь хорошо, что хочется продолжить цитату: «Греки думали, что вываяли все,
что находится в душе человеческой; но в ней осталась бездна требований,
Hosted by uCoz