Navigation bar
  Print document Start Previous page
 23 of 301 
Next page End  

однако, был глубоко неправ, отвергая политическое истолкование принципов
естественного права, ибо, как показал Токвиль, демократическая форма
нравственной жизни есть единственно возможная форма «примирения», «согласия»
для современных обществ. Проект современности — это в некотором смысле проект
такого примирения между отрицательной и коллективной свободой. Следует
сказать, вопреки Марксу и Гегелю, что этот проект — продолжающийся проект без
окончательных решений, который временами, по случаю, преобразует утопические
энергии в конкретные новые решения. Против либерализма тоже должно быть
сказано, что без реализации рациональной коллективной свободы, некоей
демократической формы нравственной жизни, отрицательная свобода неизбежно
обернется карикатурой или кошмаром. 
Проект современности, как я истолковал его здесь, очень тесно связан с
универсалистской идеей свободы. Свобода, однако, — не такая вещь, которую когда-
либо смогли бы реализовать в окончательном или совершенном смысле. Поэтому
проект современности тоже не тот тип проекта, который когда-либо будет «закончен».
Единственный путь, на котором этот проект мог бы когда-нибудь завершиться, — это
путь истощения и самоуничтожения человечества — возможность, как мы теперь
знаем, более не невообразимая. Открытый, без определенного конца, характер проекта
современности подразумевает конец утопии, если утопия означает «завершение» в
смысле окончательного осуществления идеала или цели истории. Конец утопии в
таком смысле — это не чувство, что мы никогда не будем способны полностью
осуществить идеал, но глубокое понимание того, что самая идея окончательного вопло-
щения идеального состояния не имеет смысла применительно к человеческой истории.
Но конец утопии в этом смысле не равносилен концу радикальных освободительных
порывов морального универсализма и демократических ожиданий, что является частью
проекта современности. Конец утопии скорее надо осмыслить как начало нового
самосознания современности, нового понимания радикальных устремлений
современного духа, как современность, вступающую в свою постметафизическую фазу.
Такой конец утопии не перекрыл бы путей утопическим энергиям. Скорее он их пере-
направил бы, преобразовал, плюрализовал, ибо ни человеческая жизнь, ни человеческая
страсть, ни человеческая любовь, по-видимому, невозможны без утопического
горизонта. «Метафизическим» можно назвать только воплощение этого утопического
горизонта человеческой жизни в концепцию конечного состояния всеобщего
примирения. И поскольку утопический радикализм в сфере политики связан с такими
«воплощениями», его также можно назвать «метафизическим». В политической сфере
только «конкретные» утопии занимают законное место. Но универсалистская идея кол-
лективной свободы не является ни «абстрактной», ни «конкретной» утопией. Скорее уж
она обозначает нормативный горизонт для конкретных утопий, так как определяет
непременное условие того, что можно назвать добропорядочной жизнью в условиях
современности.
Мое различение между индивидуалистской и коммуналистской концепциями
свободы имеет, естественно, определенное сходство с различением между «отри-
цательной» и «положительной» концепциями свободы Исайи Берлина. Поскольку,
однако, моя концептуальная стратегия весьма расходится со стратегией Берлина, наши
два различения, в известной степени, тоже оказываются несоизмеримыми. (См.: Berlin
I. Two concepts of liberty // Four essays on liberty. N. Y.: Oxford. 1969)
1
Тау1ог Ch. Atomism // Philosophy and the human sciences. Philosophical Papers.
Vol. 2. N. Y.: Cambridge. 1985.
2
Кант И. Метафизика нравов. Ч. 1 // Соч. в 6-ти тт. Т. 4. Ч. 2. С. 140. м.
"Мысль". 1965.
3
См.: Тау1ог  Ch. Op. cit.
Hosted by uCoz