Navigation bar
  Print document Start Previous page
 28 of 301 
Next page End  

Реализм научной точки зрения на объект познания нередко и особенно в начальных
фазах развития науки является даже реализмом наивным. История развития науки
показывает, что с течением времени наивность реализма научной точки зрения
ослабевает и отпадает, однако самый реализм ее устойчиво сохраняется.
В конкретном своем виде объективная действительность бесконечно изменчива и
многообразна. Однако явления действительности обладают не только различными, но в
той или иной мере тождественными свойствами. Процесс научного познания в первую
очередь и состоит в дифференцировании объективной действительности, в сравнении
явлений между собой, в установлении их тождественных и различных свойств в
классификации явлений и образовании научных понятий, адекватных установленным
классам явлений. Эти классы явлений имеют различную широту, начиная от наиболее
узких вплоть до наиболее широких и объемлющих. Причем, если в понятиях одни
классы явлений всегда строго отграничены от других, то в действительности дело
обстоит иначе. Отдельные классы явлений находятся в различной степени близости к
другим, а степень этой близости их бесконечно варьирует. И во всяком случае
сопредельные классы явлений не имеют строгих разграничительных линий между
собой. Переход от явлений одних классов к явлениям других совершается здесь путем
постепенного и часто неуловимого нарастания тех или иных свойств. Поэтому в
действительности различия в свойствах сопредельных классов мы с ясностью видим
лишь тогда, когда берем явления этих классов в наиболее законченном и
определившемся виде.
При современном своем состоянии наука различает следующие пять наиболее
широких и общих классов явлений действительности: мир величин, мир физико-
химических явлений, явления органической, психической и социальной жизни.
Каждый из этих общих классов разлагается, далее, в свою очередь и последовательно
на разветвляющуюся систему постепенно сужающихся более частных и специальных
классов и подклассов. Но все же каждый из них объединяет в себе группу явлений,
обладающих определенными признаками, которые сближают явления данного класса
между собой, сообщают в силу этого данному классу известную внутреннюю
однородность и вместе с тем отличают его от всех других классов*1*.
Явления этих классов не существуют в действительности совершенно раздельно и
независимо. Наоборот, они связаны между собой. Границы между примыкающими друг
к другу классами, как правило, весьма неясны: так, например, неясны границы между
физико-химическими явлениями и явлениями органической жизни. Явления одних
классов зависят, далее, от явлений других классов. Причем степень зависимости
нарастает по мере перехода от мира физико-химических явлений к явлениям
социальным.
Такое нарастание зависимости обусловлено тем, что каждый предыдущий член ряда
указанных выше классов характеризуется большей простотой, большей общностью и
более широким распространением.
Но каковы бы ни были связи явлений различных классов, явления каждого из них
обладают своими общими специфическими свойствами и притом свойствами, которые
не сводятся к свойствам явлений других классов и, во всяком случае, не сведены до сих
пор. Иначе говоря, явления каждого из указанных классов обладают качественным
своеобразием.
Наличие у каждого класса явлений своих общих, специфических и несводимых
признаков делает их явлениями sui generis, делает объектом изучения особой науки
или, точнее, группы наук. Поскольку явления каждого класса обладают свойствами,
общими всем этим явлениям, они служат объектом изучения общей науки,
исследующей данный класс явлений. Поскольку же, далее, внутри каждого класса
Hosted by uCoz