Navigation bar
  Print document Start Previous page
 294 of 301 
Next page End  

физические теории). Многие системы могут быть объективированы, т. е. выражены в
форме, понятной многим. Наконец, отдельные системы могут стать «социально-
культурными», т. е. действенными в человеческих взаимоотношениях.
Главным свойством социально-культурных систем является тенденция к
объединению в системы высших рангов, в которых отражаются смыслы и ценности
отдельных систем. Такие системы Сорокин называет «сверхсистемами», которые по
необходимости связаны с теми или другими населениями. К сожалению, Сорокин не
дает определения термину «население». Но он утверждает, что всякая сверхсистема
может быть разложима на пять следующих систем: язык, религия, искусство, этика,
наука. Но «сверхсистема» не совпадает с совокупностью культурных ценностей,
принимаемых данным населением. Кроме систематизированных элементов,
наблюдаемых в данном населении, в культуре данного общества попадаются пучки
смыслов (идей) и ценностей, несог-ласлмых с господствующей сверхсистемой. Так,
например, в России начала 19-го века господствовала культура, которую можно было
бы, по следам Уварова, именовать православной и самодержавной, но уже тогда
появлялись ростки атеизма и вера в демократию.
Термин «система», как уже было сказано, применяется Сорокиным для обозначения
целого, состоящего из простых единиц, притом сохраняющих частичную автономию.
Кстати, определения не всегда удавались Сорокину, как и другим ученым. Так, напр.,
война определяется Сорокиным как схватка двух сил, стремящихся победить одна
другую. На этой почве трудно построить убедительную теорию войны. Да и сам
Сорокин не пользовался в своей «социальной и культурной динамике» таким определе-
нием.
Весьма значительно и убедительно Сорокинское построение типов культуры. На
основе внимательного изучения классической (т. е. греко-римской) культуры и
европейской культуры за два тысячелетия, Сорокин пришел к выводу, что основных
типов культуры только два — идейный и чувственный. Первый тип налицо, если
носители данной культуры основывают свои воззрения на господствующих идеях, хотя
бы весьма примитивных; второй — чувственный тип, — если большинство носителей
культуры обращает главное внимание на осязаемые чувствами предметы. Между этими
двумя основными типами обнаруживается два переходных типа. Один из них Сорокин
назвал идеалистическим (лучше было бы назвать — гармоническим, чтобы не вызвать
смешение с идейным). Этот промежуточный тип характеризуется как сочетание двух
основных типов, иными словами, слияние обоих элементов в целое, в котором
признается значение и идей и чувственно осязаемых предметов. Образцами этого типа
можно считать Золотой Век древней Греции (приблизительно с V по IV век до Р. X.), а
позже — Ренессанс. Другой промежуточный тип характеризуется присутствием
элементов обоих основных типов, однако противостоящих друг другу; таковым было
состояние Европы в первые века по Р. X., когда ростки христианства противостояли
все еще сильному язычеству.
Сорокинские типы — не проявление какой-то страсти к классификации. Эти типы
оказываются «адекватными», т. е. подходящими для формулировки основной теории
культурной и социальной динамики. В 4-томном труде Сорокина, так озаглавленном,
теории волнообразного изменения культур — от идейного типа к гармоническому, а
иногда смешанному типу и дальше к чувственному типу, а через некоторое время
обратное движение к старому идейному типу, обыкновенно проходят через смешанный
тип. Критики Сорокина утверждали, что он присоединяется к тем мыслителям, которые
утверждают, что «история повторяется». Сорокин с полным основанием отвергает
такое толкование своих мыслей. Повторяются лишь центральные темы культур,
которые, однако, осуществляются в весьма разнообразных культурах в зависимости от
различных состояний таких ее элементов, как психика или религия. Сорокин заявляет,
Hosted by uCoz