Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 301 
Next page End  

поведение подчинено закону гетерогонии его результатов и частичной или полной их
деперсонализации. Эти результаты процесса взаимодействия, гетерогенные и в той или
иной мере обезличенные в отношении отдельного человека, уже не могут быть поняты
исходя из свойств отдельного человека. Они представляют собой новые специфические
явления, свойственные лишь совокупности людей или обществу. Их мы и рассматриваем
как социальные явления. Причем, т [ак] к [ак] процесс взаимодействия по самому
существу имеет массовый характер, не подчиненный воле отдельных лиц, то в самой
основе своей социальные явления имеют черты стихийности, подвержены естественной
закономерности, о чем нам придется говорить подробнее еще ниже.
4
Итак, мы видим, что жизнь общества представляет собой массовый, стихийный
поток связей и взаимодействия между людьми на основе их действий или поведения.
Мы видим также, что эти связи всегда и с неизбежностью, хотя в различных случаях и
в различной мере, есть и связи на основе тех или иных идей. Нередко, как в случаях
связей на почве познавательной, религиозной, политической и т. п. деятельности, идеи
являются, по существу, даже прямым и основным объектом связи. Акты массового
поведения, приводящие к установлению той или иной связи между людьми, как таковые
совершаются во времени. Возникнув и установив ту или иную связь, они могут
прекращаться с тем, чтобы позднее возникнуть вновь в прежней или в какой-нибудь
иной форме. Иначе говоря, акты поведения как таковые прерывны. Но те связи, которые
возникают на их основе, в частности связи на почве идей, раз они возникли,
продолжают пребывать, пока они не будут вытеснены связями на почве каких-либо
иных идей. Поэтому если в каждый данный момент мы произведем как бы поперечный
разрез потока общественной жизни и посмотрим на этот разрез точки зрения наличия в
нем идей, то мы обнаружим, что общество всега располагает известным строем идей.
Если мы произведем  далее продольный или временной разрез потока общественной
жизни, то мы увидим, что вместе с ходом общественной жизни, вместе с ее
изменениями меняется и строй коллективных идей. Строй или сумму идей, которая
имеется в данном обществе, можно назвать идеологическим рядом общества. Идеи, о
которых здесь идет речь, по своей природе различны. Сюда относятся познавательные и
в частности научные понятия, суждения, правовые и нравственные представления,
политические понятия и идеалы, религиозные верования, эстетические представления и
т.д. Но каковы бы ни были эти различные идеи по своему содержанию, они все харак-
теризуются тем, что являются коллективными идеями. Последнее положение нельзя,
разумеется, понимать в том смысле, что имеется какое-то коллективное существо,
обладающее умственными способностями и порождающее все эти идеи. Идеи
возникают и психически переживаются только в индивидуальном сознании отдельных
людей. Но, как ясно уже из предыдущего изложения, особенно при формулировке
закона гетерогонии, идеи возникают в индивидуальном сознании всегда при наличии
воздействия на него прошлого и окружающей общественной среды и, следовательно, при
воздействии уже ранее существовавших чужих идей. Поэтому уже в самом своем
зарождении по своему содержанию идеи никогда не являются чисто индивидуальным
созданием. Индивидуальным является в данном случае преимущественно тот био-
психический процесс, который предполагается возникновением идеи. Далее, после
своего возникновения идея через процесс связи и взаимодействия поступает в
общественный оборот. Здесь она сталкивается с другими родственными или, наоборот,
враждебными чужими идеями. В порядке взаимодействия и многообразного
жизненного опыта в сознании массы людей различные идеи скрещиваются между собой,
борются и согласуются друг с другом. И в конечном счете побеждают и выживают те
идеи, которые наиболее полно и совершенно отвечают соответствующему, т.е.
научному, эстетическому, религиозному и т.д. коллективному опыту и выживают в том
виде, в каком они больше всего отвечают ему. Причем, выжившей считается именно та
Hosted by uCoz