Navigation bar
  Print document Start Previous page
 61 of 301 
Next page End  

на него необходимо дать утвердительный ответ, и вся трудность вопроса состоит,
собственно, в том, чтобы уяснить, какие именно материальные вещи и в каком смысле
входят в состав общества.
Прежде всего те внешние вещи, которые являются нейтральными в отношении
личных или коллективных потребностей, остаются, очевидно, совершенно вне круга
общественных связей и не имеют никакого отношения к строению общества. Но и те
вещи, которые имеют прямое или косвенное отношение к удовлетворению этих
потребностей, в каждый данный период резко распадаются на две категории. Первая из
них — это вещи, которые прямо или косвенно служат удовлетворению потребностей, но
Даны от природы практически в неограниченном количестве и притом в таком виде, что
использование их не требует той или иной предварительной их трансформации.
Пример [ами] таких веществ Могут служить в обычных условиях воздух, солнечные
лучи, часто, но далеко не всегда, вода, в ранние исторические эпохи земля и т. д Такие
вещи представляют собой просто данную естественно-природную среду общества.
Люди пользуются данными вещами как элементами природы. В некоторых случаях они
являются естественными материальными проводниками взаимодействия между людьми.
Но такие вещи не являются ни с какой стороны ни продуктом общественно-
человеческой деятельности, ни объектом, около которого и по поводу которого
завязываются человеческие отношения. И такие вещи равным образом являются в
отношении структуры общества внешними, посторонними; они не содержат в себе
ничего общественного.
Совершенно иное нужно сказать о второй категории вещей. Прямо или косвенно они
служат удовлетворению потребностей. Но при этом одни из них от природы даны в
ограниченном количестве и поэтому, а также ввиду своей общепризнаваемой
полезности, становятся предметом вожделений и тех или иных общественных
отношений. Например, в некоторых случаях земля, лес, в засушливых районах — вода
и т. д. Другие [вещи] даны природой, быть может, и в неограниченном количестве, но
для своего использования требуют предварительной трансформации, как добыча из
недр земли, передвижение из отдаленных районов, комбинация с другими вещами и
т.д. Наконец, третьи (и таких в данной связи, быть может, большинство) объективно
ограничены количественно и вместе с тем требуют для своего использования
предварительной трансформации. Таковы различные изделия, продукты потребления,
орудия производства и т. д. Причем в некоторых случаях требуемая трансформация
настолько глубока, что получающиеся в результате ее вещи не имеют почти ничего
общего с составляющими их вещественными элементами. Признак ограниченности
здесь имеет отношение преимущественно к материальным элементам. Что же касается
вещи в целом, то она является не только количественно ограниченным, но и в прямом
смысле редким созданием человека. Таковы некоторые сложные технические изделия,
произведения архитектуры, живописи, скульптуры.
Эти вещи второй категории, и прежде всего те из них, которые возникают в
результате трансформации элементов природы, есть продукт общественной жизни,
возникают в процессе и на основе отношений и взаимодействия людей. Они возникают
на почве физического и умственного сотрудничества; в них находят выражение
накопленные обществом знания и технические навыки, в них выражаются
существующие или даже господствующие в обществе художественные, религиозные и
моральные воззрения. И не только находят свое выражение, но и фиксируются, как бы
застывают. В силу этого, такие вещи к составу тех физико-химических свойств, как
цвет, вес, объем и т.д., которыми они или их элементы обладали от природы,
присоединяют новое свойство, которое ранее они не имели. Это свойство получено ими
под влиянием общественной жизни и имеет общественную природу. Благодаря ему они
оказываются в состоянии выполнять в обществе определенную роль, управлять
Hosted by uCoz