Navigation bar
  Print document Start Previous page
 64 of 301 
Next page End  

прерогативами святости, величия, источника права и т. д. Иначе говоря, люди
начинают наделять вещи физически не присущими им значительными свойствами,
подобно тому, как дикари приписывали свойства всесильного божества истуканам. И
если такой взгляд на истукана известен под именем фетишизма, то, очевидно, что
элементы фетишизма в той или иной мере пронизывают все отношения людей к вещам,
входящим в структуру общества. Явление фетишизма было вскрыто Марксом в
отношении товарного мира, в отношении взглядов людей на товары, и было названо им
фетишизмом товарного мира. Однако нет никаких оснований ограничивать его только
с
Редой товарного мира, когда оно проникает [в] сферу всей общественной жизни.
Вместе с тем необходимо признать, что взгляд обычного человека на социальные вещи
и наделение их свойствами, Не вытекающими из физической природы этих вещей,
констатирует факты правильно. Он правильно констатирует, что указанные вещи
приобретают физически не свойственные [им] качества, и он отображает здесь
подлинную реальность. Недостаточность такого взгляда с научной точки зрения
начинается лишь с того пункта где он ограничивается констатированием факта и не
хочет увидеть, что новые свойства вещей есть отражение или проекция на них
общественных условий и отношений. Отсюда и преодоление лежит не в игнорировании
его, т. к. он все же социальный факт а в учете его и в выяснении действительной
основы социальной природы вещей.
7
Итак, мы убедились, что бытие общества как реальной совокупности предполагает
связи и взаимодействие между людьми на основе их поведения. Образование этих
связей и взаимодействия представляет собой массовый и потому в основе своей
стихийный процесс, который, подобно широкому потоку, движется все дальше и
дальше. Этот процесс с необходимостью имеет три коррелятивные друг другу стороны
и потому как бы слагается из трех рядов явлений: идеологического, коллективно-
психического и вещного.
На протяжении всего предыдущего анализа мы оперировали понятием человека
вообще как атома общественной жизни, понятием актов поведения этого человека,
понятием связи и взаимодействия людей. Но это не значит, что общество представляет
собой реальную совокупность людей, занимающих в нем одинаковое исходное
положение при своем поведении, не значит, что общество является вполне однородной
и аморфной совокупностью. В действительности общество является в той или иной
мере не только реальной, но и организованной совокупностью. Организация эта может
быть одна или другая, она может быть схематична или детальна, плоха или
совершенна. Но та или иная организация имеет место во всяком обществе, как имеет
место в нем деятельность и взаимодействие людей, идеологический и вещный ряд
проявления этого взаимодействия. И именно наличие организации лишает общество
характера аморфной бесформенной совокупности.
Сущность всякой организации сводится к известному порядку, к порядку в
отношении положения (людей, вещей, идей) и функций. Именно в этом смысле мы
находим все признаки организации в обществе. Начало организации вносится в
общество прежде всего тем фактом, что оно всегда в большей или меньшей степени не
однородно, а дифференцировано по группам или по группам и специальным целевым
объединениям. Это значит, что люди, входящие в состав общества, как бы расставлены
по упомянутым группам и связаны с теми или иными целевыми объединениями.
Степень дифференциации общества по группам на различных исторических этапах
глубоко различна. Но основная тенденция развития, наблюдавшаяся в этом отношении
до сих пор, состояла в росте и расслоении общественных группировок. Если взять
современное сколько-нибудь развитое общество, то мы увидим в нем множество
группировок. Так, можно говорить о группах общества по полу и возрасту, по
Hosted by uCoz