Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 301 
Next page End  

семейному положению, о группах по районам жизни и деятельности, о социальных
классах как общественных группах, о профессиональных группах, о группах по
общности религиозных, научных, эстетических и политических воззрений и т. д.
Достаточно, однако, приведенного перечня тех группировок, которые легко
обнаружить в обществе, а перечень этот далеко не полный, чтобы заметить, что
общественные группы по своей природе во многих отношениях глубоко различны.
Совершенно ясно прежде всего, что группы эти различны по основаниям и причинам
своего происхождения. В то время, как одни из них имеют свои корни в
биологических, естественных условиях и, следовательно, как бы навязаны обществу
извне (группировки по полу, возрасту), другие имеют сложные био-социальные основы
(по семейному положению, по расовым признакам), третьи, наконец, возникают в ходе
жизни самого общества под влиянием общественных условий (классы и профессии,
религиозные, научные и другие группы). Нетрудно далее видеть, что одни из этих
групп как таковые представляют собой в свою очередь реальные совокупности. Это
значит, что между их членами существует реальная связь и взаимодействие и притом в
пределах данной группы на основе тех форм и видов деятельности, которые
характеризуют именно данную группу. Такими группами — реальными совокупностями
можно считать, например, классы, профессии, религиозные, научные и т. п. группы.
Общество может иметь и, как правило, имеет не одну, а ряд таких групп данного рода,
т. е. оно имеет ряд классов, ряд профессий и т. д. Причем, каждая такая группа —
реальная совокупность в свою очередь обычно делится по тому или иному признаку на
подгруппы, т. е. имеет известную внутреннюю структуру. В этом отношении нужно
различать группы с оформленной внутренней организацией (политические партии,
религиозные группы) и группы, у которых такая оформленная организация может быть,
но может и отсутствовать (профессии, научные группировки и т. п.). В известной связи
с этим одни из таких групп — реальных совокупностей — представляют собой не только
определенное целое, но вместе с тем и телеологическое целое, телеологическое единст-
во, т. е. целое, субординированное в конечном счете единому Руководящему центру.
Таковы, например, политические партии, Религиозные группы *11*. Наоборот, другие
группы хотя и являются Реальной совокупностью, но при наличии лишь
неоформленной внутренней организации представляют собой лишь целое в виде
системы (классы, профессии) или даже вообще не являются Целым, как, например,
неорганизованные группы, связанные общностью научных и эстетических воззрений,
общностью национальных признаков, общностью языка. В отношении общества в
целом рассматриваемые группы являются вторичными совокупностями, т.е. по своему
охвату и содержанию они являются не объемлющими, а объемлемыми совокупностями
второго, третьего и т. д. порядка. По размерам, устойчивости и длительности своего
существования они обнаруживают очень значительный диапазон колебаний.
Государственная группировка, например, охватывает в сущности в специальном разрезе
все общество и имеет чрезвычайно устойчивый характер и длительное существование.
Классовое деление рассекает общество на крупнейшие части и имеет исторически
столь же устойчивый характер. Религиозные группировки могут охватывать
значительную часть общества и одновременно вторгаться в пределы других обществ,
обнаруживая столь же высокую и, может быть, даже большую степень устойчивости и
длительности существования, как и государство и классы. С другой стороны какая-
либо группа на основе общности научных или эстетических воззрений может
объединять очень небольшое число членов. Современная семья обнимает всего
несколько человек. Группы могут быть не только малочисленными, но (текст
обрывается).
Hosted by uCoz