Navigation bar
  Print document Start Previous page
 80 of 301 
Next page End  

23
Lakatos I. Falsification and the methodology of scientific research programmes //
Ed. 1. Lakatos and A. Musgrave.Op. cit. P. 93.
24
Ср.: Kuhn T. Reflections on my critics...
25
Ibid. P. 262.
26
Ср.: Mokrzycki E. Philosophy of science and sociology. L.: Routledge and Kegan
Paul. 1983. Ch. 2.
27
Принцип арациональности гласит: «Социология знания может вторгаться в
объяснение убеждений, если и только если эти убеждения нельзя объяснить,
исходя из их рациональных качеств» (Laud an L. Op. cit. P. 202).
Ю.Л. Качанов.
РЕЗЕРВЫ И ТУПИКИ МАРКСИСТСКОЙ СОЦИОЛОГИИ: ЦЕЛОСТНОСТЬ И
ТОТАЛИЦИЗМ*
* © Ю. Л. К а ч а н о в.
Бытие социального процесса есть реальность, данная в мышлении, но тем не менее
имеющая доказуемое объективное значение. Социология усматривает свои собственные
определения в этом бытии. Предмет социологии обнаруживает себя не как неопределенная в
бытийном отношении активность познания, но как конкретное существование. Поэтому
исходной точкой социологического анализа должен быть не некий фундаментальный
принцип, а невыводимая из принципов «фактичность». Началом развертывания социологи-
ческой теории выступает «само непосредственное» — специфическая определенность
социального процесса, как он выделен в качестве предмета социологического познания на
данной исторической стадии развития. То, что мы пытаемся познать, в некоторой
степени нам уже известно, поэтому ориентиром социологической теории является нечто,
заключающееся в самом процессе познания.
Бытие социального процесса не выступает чем-то «положенным» индивидами.
Несводимым к полаганию моментом человеческой коллективности является ее
фактичность. Укорененность общества в бытии позволяет интерпретировать рефлексивность
социологической теории как ее «открытость» этому бытию. Поэтому бытие социального
процесса в «нормальной» социологической теории не есть нечто сначала определенное, а
потом открываемое: «открытость» означает возможность единства бытия до разделения
на противоположность субъекта и предмета.
Понятие бытия социального процесса как «прафеномен» социологических понятий
доказывает единство общества и научного знания. Предметом марксистской социологии
фактически является не «социальный процесс», а определенный вид реальности — система
общественных отношений. Конечно, не дело саморефлексии социологии отвечать на
вопрос, что есть общество. Но ее обязанность — объяснить, как связаны или как должны
быть связаны социологические понятия с фундаментальной онтологией.
Развитие социологических понятий во многом определяет уровень разработки научных
проблем, реальные возможности социологии в анализе социального процесса. По этой
причине концептуальный инструментарий социологии нуждается в постоянном внимании
как самих социологов, так и методологов науки. То, что казалось простым, интуитивно
ясным, в результате рефлексии зачастую оказывается сложным и проблематичным. Мы
попытаемся продемонстрировать это на примере понятия «образ жизни».
Образ жизни относится к социологическим понятиям, раскрывающим деятельный
аспект социального процесса. В этом плане он отражает формы и способы
жизнедеятельности как общества в целом, так и отдельной личности. Согласно
общепринятой в марксистской литературе точке зрения, необходимость понятия образа
жизни всякий раз ощущается там, где анализ социального процесса развертывается в
границах непосредственно фиксируемой картины общественной жизни как целостного
Hosted by uCoz