Navigation bar
  Print document Start Previous page
 83 of 301 
Next page End  

тотальности образ жизни как бы автоматически конституируется в качестве
целостности. Действительно, образ жизни принято определять как целостную систему
повторяющихся, устойчивых способов жизнедеятельности³. Считается, что его
характеристики раскрывают определения общественной целостности, т. е. определения
общественных отношений
4
. В исследовании образа жизни речь идет прежде всего о
проявлении общественной целостности в поведении личностей как социально-
типичном, социально-устойчивом в «повседневной действительности» или «обыденной
жизни»
5
.
Каковы же ближайшие следствия того, что образ жизни концеп-«ализирован как
целостность? Образ жизни един, включая в то же пемя в себя многообразие видов
деятельности. В нем нет ничего, кроме видов деятельности, и вместе с тем он не равен
их внешнему, механическому сочетанию. Образ жизни существует только в кон-
кретных видах деятельности и через конкретные виды деятельности как воплощенный в
них; он отражает определенный класс взаимосвязанного множества деятельности,
важным признаком которого является законченность, завершенность. Данным понятием
подчеркивается относительная устойчивость системы деятельности в обществе; оно
отображает единонераздельность и внутреннюю взаимозависимость многообразия видов
деятельности.
В действительности система деятельности в обществе есть не только исторически
сложившаяся цельность, но исторически же сформировавшаяся расчлененность,
различие и отдельность. Целостность выступает как взаимодействие «жизненных
процессов индивидов», которое превращает их в моменты единства. В этом понимании
образа жизни центральным элементом является связь, образующая целое из входящих
в нее отдельных деятельностей. Реальность образа жизни, расчлененная на множество
взаимно друг друга дополняющих и взаимно друг от друга зависящих, а поэтому и
скрепленных воедино видов деятельности, — вот целое. 
Взаимовлияния и взаимозависимость отдельных моментов фиксируются в понятии
образа жизни и прямо — посредством представлений о дифференциации и кооперации
деятельности, и косвенно — через анализ условий, отражающих конкретную
обусловленность какой-либо деятельности результатами предшествующей деятель-
ности других людей или социальных общностей. Органическая целостность общества, с
которой мы начали анализ, не исчезла, не нейтрализовалась в «производном» от нее
образе жизни — недаром совокупность типичных видов деятельности раскрывается как
обладающая внутренним единством. Можно сказать, что мы с уровня общих
опосредований перешли к непосредственной жизни, но в качестве предмета
исследования по-прежнему выделяется целостное явление. Вместе с тем необходимо
отметить, что образ жизни не есть именно тотальность: если органическая целостность
в процессе самополагания и самоотнесения создает предпосылки, условия и средства
своего осуществления, то целостность образа жизни представляет собой скорее
необходимое условие и предпосылку,но не источник и причину его существования.
Целостность лишь задает образу жизни структурные рамки, обусловливает его устой-
чивость: различные виды деятельности релятивизируются, образуя субординированное
и координированное множество внутри связи. Целостность образа жизни выступает как
бы «системой координат» Для своего объяснения. Она в себя вбирает: во-первых,
конкретный исторический предмет исследования — образ жизни, которому присущи
органичность взаимосвязи, внутренней взаимообусловленности различных видов
деятельности, что делает применение редукционистских способов исследования
неэффективным; во-вторых, представления о полноте охвата явления и вместе с тем
о его сущ, ности, структуре, противоречиях, процессах развития и т. д.
Стало быть, понятие образа жизни вычленяет строго определенный слой
деятельности бытия общества — слой устоявшихся отношений, существенным
Hosted by uCoz