Navigation bar
  Print document Start Previous page
 84 of 301 
Next page End  

признаком которого выступает взаимодействие, взаимное обусловливание всех
составляющих его отдельных деятельностей. Каждая деятельность в такой модели
образа жизни является и предпосылкой, и результатом всех остальных. Образ
жизни предстает как воспроизводящий себя деятельный процесс, в котором
конечный момент как бы смыкается с исходным, возобновляя движение
целостности снова.
Связи и отношения так же реальны и объективны, как и отдельные целостности.
Нет особой сферы целостности образа жизни вне реальных деятельностей, как нет
и видов деятельностей вне сферы отношений целостности. Исследование образа
жизни не может ограничиваться определенностью отдельной деятельности, пе-
речислением (пусть даже совершенно полным) видов деятельности, присущих
данному субъекту, одного за другим.
Множество отношений видов деятельности по сравнению с множеством
изолированных деятельностей имеет одну особенность. Если в множестве
«атомарных» деятельностей одна переходит в другую с исчезновением одной из
них, то в целостности образа жизни они существуют одновременно. Если в первом
случае вид деятельности определяет себя через другой, оставаясь сам собой, то во
втором их определенность устанавливается из взаимного единства в целостности.
Познание целостности образа жизни осуществляется не столько прослеживанием
отношений каждого вида деятельности, сколько выделением типа отношений,
общих сторон. Характер этих отношений, тип их субординации позволяет отразить
образ жизни в его полноте, во всем объеме, в системе взаимосвязанных определе-
ний. Количественным аспектом целостности образа жизни выступает степень
целостности, которая определяется величиной зависимости видов деятельности
друг от друга, глубиной и разнообразием их дифференциации.
Развитие понятийного аппарата сложным образом связано с развитием самого
социологического знания. В процессе концептуализации многообразие образа
жизни приобретает органическое единство, выражаемое такими категориями, как
«целое», «целостность». Теоретические конструкции, позволяющие строить единое
описание образа жизни и согласовывать средства исследования, выступают сегодня
в качестве оснований данной области социологии. Но экспликация целостности
образа жизни — довольно сложная задача. Трудности возникают при попытке ясно
и обоснованно выразить единство многообразия образа жизни как целостность.
Для того чтобы перейти от общих рассуждений об органическом целом образа
жизни к более глубокому пониманию его структуры) надо раскрыть, «додумать до
конца» теоретическую логику марксистской социологии.
Хотя этот круг вопросов является относительно традиционным, переосмысление
традиционных взглядов имеет не меньшее, а может быть и большее значение, чем
изучение новых проблем. В социологии такое переосмысление особенно важно, т. к.
формирующимся сегодня теориям зачастую недостает саморефлексии и самокритики.
Поэтому и в современных условиях действительный процесс социологического
познания может «облачаться в форму критики образования понятий»
6
.
Дальнейшее логическое осмысление категориального содержания образа жизни
должно быть связано с изучением проблемы развития. Каждый из видов или
устойчивых способов жизнедеятельности, входящих в образ жизни, имеет свое,
особенное начало, но как части целого они имеют общее начало — трудовую
деятельность. Однако трудовая деятельность сама по себе не отражает развития
совокупности видов деятельности в целостность. В образе жизни все виды
деятельности являются моментами из-за тождественности их результирования при
всем внешнем различии. Например, политическая, бытовая и потребительская дея-
Hosted by uCoz