Navigation bar
  Print document Start Previous page
 85 of 301 
Next page End  

тельность как таковые и как моменты образа жизни — далеко не одно и то же. В
качестве моментов они теряют самостоятельность, переходя друг в друга; в образе
жизни они взаимовлияют, взаимо-определяют друг друга. Понятие целостности как раз
и отображает единство переходов образа жизни в совокупность моментов, ступеней
единого процесса и превращение последних в строение образа жизни. При рассмотрении
образа жизни разные виды деятельности равнозначно реальны. Они выражают образ
жизни как процесс и потому являются его моментами. Реальность целостности
заключена не в трудовой или бытовой деятельностях, а в движении от одной к другой.
Различные виды деятельности в составе образа жизни соотносятся друг с другом не в
качестве чего-то самостоятельного и независимого; напротив, каждый из них находится
в процессе перехода от самого себя к другому виду деятельности. Поэтому, например,
трудовая и потребительская деятельности суть моменты целостности. Это предполагает,
что любой из видов деятельности в его внутренней форме может быть поставлен в
структурные отношения с Другими моментами образа жизни. Вне данных отношений
нельзя понять взаимодополнительность отдельных деятельностей в целостности образа
жизни.
Целостность образа жизни позволяет отразить в определенной структуре отношения
видов деятельности и их субъектов. В свою очередь, элементом образа жизни, который в
процессе исторического развития превращает содержание устойчивых способов жизне-
деятельности в целостность, является трудовая деятельность. На основе разделения
труда и его общественной формы образ жизни организуется в целостность. Трудовая
деятельность испытывает «обратное влияние образа жизни и всех его частей (видов
деятельности), но не определяется ими, выступая самообусловливающим началом
образа жизни: если нет первопричины, то нет и развития, которое, исходя из
первопричины, конституирует связь исторического процесса образа жизни. Понять
целое образа жизни — значит раскрыть закономерности развития, приведшие к такому
результату Переходя в производственные отношения и вновь формируясь в этих
отношениях, трудовая деятельность существует всегда в особой, реальной
исторической форме. Она развертывает содержание образа жизни и фиксирует его в
определенном соотношении устойчивых способов жизнедеятельности. Целостность же
есть способ существования сущности образа жизни посредством отношений к самому
себе — посредством системы отношений видов деятельности.
Целостность не обусловливает образ жизни, скорее образ жизни через целостность
обусловливает сам себя: детерминация образа жизни целостностью есть не что иное,
как опосредованная целостностью детерминация образа жизни трудовой деятельностью.
Отдельные виды деятельности получают свое системное качество не от целостности
образа жизни, а от трудовой деятельности, но посредством этой целостности.
Следовательно, целостность образа жизни есть на самом деле не взаимодействие
отдельных деятельностей, а процесс порождения и созидания себя как целостности
реальным субъектом. На предыдущем этапе рассмотрения образа жизни мы не
фиксировали специфической определенности каждого вида деятельности. Естественно,
что для социологического мышления, не раскрывшего природу образа жизни, все виды
деятельности относительно равноправны. Исследовав же роль трудовой деятельности,
мы можем утверждать, что целостность образа жизни не есть система, сформированная
взаимной обусловленностью равнозначных деятельностей, каждая из которых может
возникнуть из разных оснований. Парадоксально, но в целостности образа жизни
трудовая деятельность представляет сущность всех других деятельностей.
Исследование природы трудовой деятельности позволяет понять природу всех
остальных моментов образа жизни, специфику каждого из них. Будучи специфичными,
все остальные деятельности в составе целостности образа жизни в основе
Hosted by uCoz