Navigation bar
  Print document Start Previous page
 86 of 301 
Next page End  

тождественны трудовой деятельности и восполняют ее как недостающие моменты.
Целостность образа жизни является относительно завершенной конкретной формой
развития трудовой деятельности. В составе образа жизни трудовая деятельность есть
часть, которая по сути равна целому.
Конечно, в реальной жизни это не совсем так, но таковы далеко идущие следствия
методологических установок, лежащих в основании концепции органической
целостности: единство непременно берет верх над многообразием.
Мы выделили два возможных уровня рассмотрения целостности образа жизни. На
первом из них образ жизни предстает как взаимодействие отдельных видов
деятельности, как постоянно воспроизводящий себя циклический процесс. Такая
концепция соответствует, условно говоря, системному подходу. Системные
представления обеспечивают адекватное отражение целостности образа жизни на
эмпирическом уровне, фиксируя слой устоявшихся отношений видов деятельности —
непосредственно данную созерцанию «поверхность», для которой характерно взаимное
обусловливание частей единого явления. С точки зрения системной методологии образ
жизни как целостность, выражая своеобразие составляющих его видов деятельности, в
свою очередь отражается в них, преобразует их в соответствии со своей интегративной
определенностью. Образ жизни, как его описывает системный анализ, не представляет
собой ничего иного, кроме специфического синтеза отдельных типичных видов
деятельности и их реальных взаимодействий; данное понятие выделяется как форма
человеческой деятельности, форма предметности человеческих сил. Отношение образа
жизни (целое) и видов деятельности (части) непосредственно: поскольку образ жизни
складывается из устойчивых видов деятельности, взятых в единстве с условиями их
осуществления, а эти виды деятельности «пребывают» в образе жизни, то в циклическом
процессе его осуществления «конечная» часть смыкается с «исходной», возобновляя
свое движение.
На втором — «диалектическом» — уровне рассмотрения целостность образа жизни
раскрывается как развитие. Для «диалектического» мышления сущность конкретной
реальности образа жизни — это развивающееся произведение моментов целостности.
Моменты — качественно выделенные виды деятельности — существуют и различимы в
целостности, но не обладают самостоятельностью. В трудовой деятельности, которая
есть развивающееся и конституирующее начало целостности, и происходит включение
в образ жизни нового содержания. В качестве момента трудовая деятельность входит в
систему образа жизни, образованную ею самой, а в качестве начала она равна
целостности. Трудовая деятельность относится к целостности как звено в цепи разви-
тия и может как сама пояснять образ жизни, так и поясняться им.
Нетрудно заметить, что подобная диалектика «растворяет гетерогенное в
монистическом мышлении»
7
. Методологический просчет данного подхода в том, что он
абсолютизирует частный способ мышления — «тоталицизм», оправданный в биологии,
но не всегда правомерный за ее пределами. Ядром «тоталицистской» установки в
социологической теории является утверждение «целое больше суммы частей», которое из
результата познавательного процесса превращается в его начало. Реальность —
«явление образа жизни» — выводится как из основы, из тотальности. Оно означает, что
всеобщее онтологически предшествует особенному, а логическое превалирует над
историческим.
Теоретический фундамент «системной» концепции целостности ориентирует на
выделение типичных, устойчиво повторяющихся типоов взаимодействия слагающих
образ жизни отдельных деятельностей и, как следствие, на познание состояния, а не
развития. Итогом исследования здесь выступают абстрактно-общие определения образа
жизни, пригодные для нужд классификации или непосредственно практического
Hosted by uCoz