Navigation bar
  Print document Start Previous page
 102 of 599 
Next page End  

стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в деятельности ориентировочно-
исследовательской, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование
внешнего мира и формирование образа ситуации для осуществления у животного регуляции поведения
двигательного соответственно условиям стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то,
что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты
окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что
она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. В
деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия. В содержании
деятельности можно выделить такие психологические компоненты, как познавательные (в том числе
перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные и волевые. Итак, психологический
анализ деятельности, в том числе деятельности психической, позволяет классифицировать ее с позиции
структурных элементов, характера выполняемых функций и качественных особенностей получаемых
результатов. В структуре деятельности выделяются:
1) мотивы - побуждающие субъекта к деятельности;
2) цели - как прогнозируемые результаты этой деятельности;
3) операции с помощью коих деятельность выполняется. Использование категории деятельности
- отличительная черта отечественной психологии. Для отечественной психологии характерны два
момента:
1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную
психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (->
психология интроспективная; гештальт-психология), так и разным натуралистическим течениям
поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (-> бихевиоризм; необихевиоризм);
2) введение принципов развития и историзма, воплощение коих в конкретных исследованиях
необходимо предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития отражения
психического. Согласно А. Н. Леонтьеву, деятельность - форма активности. Активность побуждается
потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования
индивида. Потребность не переживается как таковая - она представляется как переживание
дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в активности поисковой. В ходе
поисков происходит встреча потребности с ее предметом
- фиксация на предмете, который может ее
удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, потребность
опредмечивается - как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще», - и становится мотивом,
который может и осознаваться. Именно теперь можно говорить о деятельности. Она соотносится с
мотивом: мотив - то, ради чего совершается деятельность, а деятельность-совокупность действий, кои
вызываются мотивом. Итак, деятельность-совокупность действий, вызываемых мотивом. Единица
анализа деятельности - действие. Деятельность следует отличать от поведения. Успех деятельности
субъекта зависит от взаимодействия трех компонент: знаний, умений и мотивации. Как объяснительный
принцип психики, категория деятельности используется:
1) при изучении различных областей психической реальности - психология процессов
познавательных, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов;
2) при построении различных отраслей психологии (психология общая, социальная, возрастная,
педагогическая, медицинская, инженерная, психология труда и зоопсихология). Использование
категории деятельности как объяснительного принципа привело:
1) к изменению принципов анализа психики в психологии общей: а) принцип единства сознания
и деятельности; b) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности; с) принцип
интериоризации-экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта
(принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре
деятельности), и пр.;
2) к разработке положений: а) о планомерном формировании умственных действий; b) о
деятельности ведущей как основе периодизации развития психики; с) о микроструктурном анализе
познавательной и исполнительной деятельностей; d) об опосредовании деятельностном отношений
межличностных и пр. Основные характеристики деятельности - предметность и субъектность.
Специфика предметной определенности деятельности - в том, что объекты внешнего мира не
Hosted by uCoz