Navigation bar
  Print document Start Previous page
 116 of 599 
Next page End  

моделирование некоей биологической формы взаимодействия с внешним миром. Комплекс
разнообразных поведенческих актов (преимущественно у молодых животных), не имеющих
утилитарного значения: действия с биологически нейтральными предметами и игровое общение, не
приводящее к биологически значимым результатам. Как правило, игра возникает как сенсорно-
двигательная активность в период, непосредственно предшествующий половой зрелости, и направлена
на предметы, кои в ходе игры выступают как биологически нейтральные. В этом процессе происходит
усвоение эталонов сенсорных, совершенствование движений, координация элементов
видоспецифического поведения. По мнению большинства исследователей, игры животных служат
подготовкой к предстоящей взрослой жизни, способствуют накоплению соответственного
индивидуального опыта путем упражнений в сферах сенсорной и моторной:
1) отработка особенно сложных двигательных актов;
2) налаживание сенсорно-нейромоторных систем;
3) формирование видоспецифических компонент поведения;
4) совершенствование общей лабильности поведения;
5) развитие ориентировочно-исследовательских форм поведения;
6) обретение навыков общения;
7) широкое ознакомление с внешним миром - в частности с помощью разнообразного и
многостороннего манипулирования предметами (функция когнитивная игры). Игры встречаются только
у высших позвоночных - млекопитающих и птиц, что указывает на их исключительное значение для
развития онтогенетического психики на высших уровнях ее эволюции. К. Э. Фабри расценивает игры
животных как развивающую деятельность, составляющую основное содержание поведения в особом,
«игровом» периоде онтогенеза психики, предшествующем зрелости. В таком случае игры животных
представляются не особой категорией поведения, а совокупностью специфических проявлений
«обычных» форм поведения и стадией развития поведения как единого целого.
ЖИВОТНОЕ: ИНТЕЛЛЕКТ
- высшая форма деятельности психической животных (высших
позвоночных), отличающаяся отражением не только предметных компонент среды, но их отношений и
связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач - различными способами с
переносом и использованием различных операций, усвоенных в предшествующем индивидуальном
опыте. Этот перенос производится как по сходству предметов, так и по сходству отношений между
ними. Возможность решения задачи предварительно подготавливается специальными действиями, кои
сами по себе биологически незначимы, - иногда в виде поиска или приготовления орудия (-> животное:
деятельность орудийная).
Интеллект животных практически неотделим от сложных навыков (-> животное: научение) и
основан на интенсивном и разнообразном манипулировании (-> животное: манипулирование) и
широком чувственном (зрительном) обобщении. Он проявляется в процессах мышления, которое у
животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, является предметно
отнесенным и выражается в практическом анализе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями
(и предметами), непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации. Мышление
животных всецело ограничивается биологическими закономерностями, чем качественно отличается от
человеческого; даже человекообразные обезьяны неспособны к абстрактному понятийному мышлению и
пониманию коренных причинно-следственных связей. Интеллект животных исследуется в психологии
сравнительной.
ЖИВОТНОЕ: МЫШЛЕНИЕ
- процесс отражения психического внешнего мира, присущий
высших позвоночным животным, особенно приматам). Характерен способностью к активному
улавливанию и установлению связей между предметами на базе обобщенных психических образов.
Реализуется моторно-сенсорным анализом, направленным на выявление общих признаков различных
ситуаций и формирование предельно обобщенного образа среды обитания, подобного образу мира у
человека. Мышление животных воплощается в нестереотипном подходе к решению сложных задач (->
животное: интеллект), включающем подготовительную фазу, в ходе коей создаются условия для
осуществления действия (-> животное: деятельность конструктивная). Процессы мышления у животных
всегда предметно соотнесены. Известны два типа мышления животных:
Hosted by uCoz