Navigation bar
  Print document Start Previous page
 122 of 599 
Next page End  

полиартрита. Психологические факторы играют роль и при других заболеваниях: мигренях,
эндокринных расстройствах, злокачественных новообразованиях. Но следует различать истинные
психосоматозы, появление коих определяется психическими факторами и лечение коих должно быть
направлено прежде всего на устранение и коррекцию (психотерапия и психофармакология) этих
факторов, и остальные заболевания (включая инфекционные), на динамику коих психические и
поведенческие факторы оказывают существенное воздействие, меняя неспецифическую
сопротивляемость организма, но при этом не являются первопричиной их появления. Существует
несколько теорий, объясняющих происхождение заболеваний психосоматических. Согласно одной из
них, они являются следствием стресса, обусловленного длительно действующими и непреодолимыми
травмами психическими. Другая теория связывает их появление с внутренним конфликтом между
одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида. Предполагается, что
некоторые типы конфликтов мотивационных специфичны для отдельных форм заболеваний
психосоматических Так, гипертония связываются с наличием конфликта между высоким социальным
контролем поведения и нереализованной потребностью индивида во власти. Нереализованная
потребность вызывает агрессивность, проявить которую человек не может из-за установок социальных.
Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки связываются с неприемлемой для самовосприятия
потребностью в защите и покровительстве. Согласно третьей теории, неразрешимый конфликт
мотивов - как и неустранимый стресс - порождает в конечном счете реакцию капитуляции, отказ от
поведения поискового, что создает наиболее общую предпосылку к развитию заболеваний
психосоматических. Это проявляется в виде явной или маскированной депрессии. А поражение
конкретных органов и систем обусловлено генетическими факторами или особенностями развития
онтогенетического, определяющими и недостаточность механизмов защиты психологической. В
отличие от неврозов, в основе коих также лежит интрапсихический конфликт, при заболеваниях
психосоматических происходит двойное вытеснение - не только неприемлемого для сознания мотива,
но и тревоги невротической и всего поведения невротического.
ЗАБЫВАНИЕ
- активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности
припоминания и воспроизведения заученного материала - потерей доступа к запомненному ранее
материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается
прежде всего то, что не актуализуется в контексте решаемых задач. Особенно интенсивно оно
происходит сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и
важный материала, обретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер.
Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект
обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при коих
происходило запоминание, и применение особых стратегий воспроизведения может приводить к
восстановлению забытого материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббинхауз (1885),
установивший временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала.
Последующие исследования показали, что темп забывания зависит:
1) от объема запоминаемого материала;
2) от его содержания и степени его осознанности;
3) от сходства запоминаемого и интерферирующего (-> интерференция) материала;
4) от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта,
и пр. Невозможность припомнить некий материал не означает, что он совершенно забыт: забывается
конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт
субъекта. Согласно интерференционным теориям, забывание являет собой следствие стирания следа
памяти под влиянием интерференции проактивной и ретроактивной. Согласно Р. Аткинсону, память
долговременная вечна, а забывание происходит так: ключом для припоминания является выбор
пробной (подсказывающей) информации, благодаря чему активизируются соответственные поисковые
наборы в хранилище памяти долговременной; неадекватный же выбор пробной информации и
последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала
порождает большие поисковые наборы) приводят к эффекту забывания. Но и эта теория уязвима, ибо не
объясняет всех феноменов забывания (-> эффект края). В отечественной психологии перспектива
создания психологической теории памяти, объясняющей феномены забывания, связана не с
Hosted by uCoz