Navigation bar
  Print document Start Previous page
 139 of 599 
Next page End  

идентификация амбивалентна и может проявляться в отношении как любимого лица, так и лиц
ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип идентификации обретает при
усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при
развитии совести. Идентификация помогает ребенку справиться с комплексом Эдипа. Это происходит к
пяти-шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Т.е., не
будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение комплекса Эдипа, и реализовать
нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него. Применительно
взрослого субъекта идентификация связывается с симптомом невротическим, при коем у субъекта - из-за
желания оказаться в положении объекта - возникают болезненные явления, характерные для
последнего. Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие идентификации
стало центральным механизмом формирования способности Я-субъекта к саморазвитию. При этом
между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной
связи, содержанием коей является переживание своей тождественности с объектом.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ГРУППОВАЯ
- отождествление индивидом себя с обобщенным образом
члена некоей группы социальной или общности социальной, за счет чего происходит принятие ее целей
и ценностей, часто некритическое.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ (идентификация коллективистская) - возникающая в
деятельности совместной форма гуманных отношений, при коей переживания одного из группы даны
другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную
одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий (->
фрустрация). Означает единство мотивации, формирование взаимоотношений на основе нравственных
принципов. Особенно полно выражается в сочувствии и соучастии, когда каждый член группы
эмоционально и деятельно откликается на удачи и неудачи каждого. Действие идентификации
коллективной в группе выражается:
1) в признании за другим, как и за собой, равных прав и обязанностей;
2) в оказании содействия и поддержки;
3) в требовательном отношении к себе, равно как и к товарищам. Психологическая основа
идентификации коллективной - складываемая в деятельности совместной готовность субъекта
чувствовать, переживать и действовать в отношении другого так, как если бы им был он сам. Феномен
идентификации коллективной преобладает в коллективе как в группе высокого уровня развития иле
сводим к индивидуальным предпочтениям членов группы. Проявления идентификации коллективной,
опосредованные ценностями деятельности совместной и гуманными смысловыми установками,
становятся устойчивой характеристикой каждого члена коллектива, перестают зависеть от личных
симпатий и внешних факторов. Идентификация коллективная в онтогенезе возникает на рубеже возраста
дошкольного и школьного младшего в ходе сотрудничества детей, требующего эмоционально
насыщенного общения. В детской группе она выступает в форме как действенного сострадания
неудачам, так и активного сопереживания успехам. Содержательная деятельность совместная и
нравственно-эмоциональное общение детей - основа формирования проявлений идентификации
коллективной в детской группе.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТНАЯ
- механизм, действие коего основано на сильной
эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего с родителями, приводящий к
уподоблению - чаще всего неосознанному - этим «другим значимым». Ориентация на другого человека
как на образец значительно повышает показатели научения социального. За счет идентификации у
маленького ребенка происходит: формирование стереотипов поведенческих, образующих черты
личностные; определение ориентации ценностных и идентичности полоролевой (-> идентификация
полоролевая).
ИДЕНТИФИКАЦИЯ НАРЦИССИЧЕСКАЯ
- процесс самопроецирования на Я утраченного
сексуального объекта, когда отведенное либидо ориентировано на Я, но при этом человек обходится со
своим Я как с оставленным объектом и направляет на Я амбивалентные импульсы, включающие, в
числе прочих, агрессивные компоненты.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОЛОРОЛЕВАЯ
- процесс и результат обретения ребенком
психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя
Hosted by uCoz