Navigation bar
  Print document Start Previous page
 152 of 599 
Next page End  

закрепленность признаков интеллигентность за представителями некоих классов, «прослоек»,
профессий, специальностей, за обладателями различных дипломов и аттестатов - не более чем
стереотип обыденного сознания.
В сталинский и после сталинский период отечественной истории в массовом сознании
культивировались представления об индивидуализме и социальной ненадежности интеллигенции как
«прослойки» между рабочим классом и крестьянством, недооценивалось ее культурное значение.
Поэтому интеллигентность фактически не выступала как социально желаемое качество и образец для
подражания. В период господства командно-административной системы при показном расположении к
интеллигенции она неизменно вызывала опасения и неприязнь у бюрократического аппарата,
видевшего в ней общность, способную осмыслить и осудить деформации общественного развития.
В связи с перестройкой всех сфер общественной жизни начали было складываться возможности
для превращения интеллигентности в общезначимую ценность для сознания ее в качестве необходимого
условия развития личности и общества; однако последующий ход перестройки, поставил
интеллигенцию в гораздо худшее - по крайней мере, с материальной позиции - положение, так что ей
может грозить буквально голодное вымирание или перерождение в нечто отличное от интеллигенции.
Характерное для интеллигентного человека чувство социальной справедливости противоречит
ожидаемому властями согласию с любыми приказами и решениями. Свойственный интеллигентности
интернационализм и сходные качества шовинизма вступает в противоречие с националистическими
устремлениями. Ориентация носителей интеллигентности на общечеловеческие ценности
противоположна стереотипам антагонизма и вражды.
ИНТЕНСИВНОСТЬ
- 1. Качественная характеристика, выражающая высокую меру, степень
силы, напряженности, насыщенности некоего проявления или процесса. 2. Качественная или
количественная характеристика меры силы, напряженности, производительности некоего процесса или
явления.
ИНТЕНСИВНОСТЬ: ПЕРЕМЕЩЕНИЕ - согласно З. Фрейду - один из психических процессов
сна. Во время деятельности сна происходит перемещение психической интенсивности, состоящее в том,
что некоторые важные представления и мысли лишаются господствующего значения, а на первый план
выступают другие, по видимости того не заслуживающие. Перемещение интенсивности можно бы
назвать переоценкой психических ценностей.
ИНТЕНЦИЯ (интенциональность) - устремленность, направленность сознания, мышления на
некий объект.
ИНТЕНЦИЯ ПАРАДОКСАЛЬНАЯ
- психотерапевтический прием, разработанный В.
Франклом в 1927 г. в рамках его логотерапии и анализа экзистенциального. Состоит в том, что клиент,
мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию: в критической ситуации или
непосредственно перед ее наступлением хотя бы на несколько минут захотеть (при фобиях), или же
самому осуществить (при неврозах навязчивости) то, чего он опасается. Это иллюстрируется на примере
студента, у которого перед экзаменами начиналась дрожь и который больше всего страдал от ожидания
этой дрожи и от опасений, что это все заметят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя
интенцию парадоксальную - задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли
«чемпионом по дрожанию». За счет этого студенту удалось избавиться и от дрожи, и от ее боязни.
Другой его пример - супруги, склонные к постоянным ссорам, договариваются в следующий раз
ссориться так долго, чтобы окончательно измотать себя. Реализация подобных самоинструкций может
происходить двумя путями: либо интенция реализуется, и тогда ситуация или действие, коих клиент
опасается, перестанет быть внешней непрогнозируемой силой и тем самым лишится самого
болезненного признака; либо сама попытка клиента реализовать интенцию переключит его внимание с
непроизвольных эмоциональных переживаний на их воспроизведение произвольное, что разрушит их
естественное течение и приведет к их ослаблению. В качестве механизмов действия этого приема
усматривается процесс самоотстранения, позволяющий клиенту выйти из эмоциогенной ситуации в
область смыслов. В качестве модели такого процесса приводится феномен потери способности к
чувственному наслаждению при целенаправленном стремлении только к его достижению. Этот прием
имеет много общего с такими психотерапевтическими техниками, как возбуждение тревоги, терапия
Hosted by uCoz