Navigation bar
  Print document Start Previous page
 153 of 599 
Next page End  

имплозивная, тревожность индуцированная. Для большего эффекта интенцию парадоксальную можно
сформулировать в юмористической форме.
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
- направление в современной западной психологии социальной,
основанное на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Под социальным
взаимодействием в интеракционизме понимается непосредственная межличностная коммуникация
(«обмен символами»), важнейшей особенностью коей признается способность человека «принимать
роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа
(«генерализованный другой»), и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать
собственные действия. Развитие личности с позиций интеракционизма происходит в ходе
взаимодействия с другими людьми в обществе и трактуется как система непосредственных
коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а
также контроль над собственным поведением согласно нормам социальным, ролям и установкам
социальным партнеров по взаимодействию. В интеракционизме изучены структура личности, процессы
социализации, поведение ролевое, функции группы референтной и пр. Интеракционизму присуща
психологизация общественных отношений, сводимых к непосредственной и межличностной
коммуникации.
ИНТЕРАКЦИЯ - взаимодействие, воздействие друг на друга.
ИНТЕРВЬЮ
- в психологии - способ получения социально-психологической информации с
помощью устного опроса. В сравнении с анкетированием предполагает большую свободу
опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов. Часто вопросники для
интервью строятся по типу анкет социологических, ставящих целью получение распределения
типичных ответов по большому количеству вопросов. Такой подход нужен лишь на первой стадии
исследования, для первичной ориентировке в проблеме. Вопросники могут дать ценные результаты для
дальнейшего уточнения изучаемых свойств и выдвижения новых гипотез. Современный этап
характерен координацией практических, теоретических и методологических проблем интервью а целях
использования его как особого метода получения информации на основе вербальной коммуникации.
Различаются два вида интервью:
1) интервью свободные - не регламентированные темой и формой беседы;
2) интервью стандартизованные - по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами. Границы
между этими видами подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень
свободы участников определяется наличием и формой вопросов, уровень получаемой информации -
богатством и сложностью ответов. В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих
ситуаций:
1) респондент - (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе;
2) респонденту недостает информации о причинах своего действия;
3) интервью ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она
такой не кажется. Конкретная ситуация определяет применение разных методов интервьюирования. В
первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух
других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента при поиске нужной
информации. Примеры таких методов - интервью клиническое и интервью диагностическое.
ИНТЕРВЬЮ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ
- метод получения информации о свойствах личности,
используемый на ранних этапах психотерапии. Служит особым средством установления тесного
личного контакта с собеседником. Во многих ситуациях клинической работы оказывается важным
способом проникновения во внутренний мир клиента и понимания его Затруднений. Поскольку
интерпретация поведения собеседника может вести к неадекватным заключениям и искажениям, к
ведущему интервью диагностическое предъявляются высокие требования: он должен владеть обширным
запасом поведенческих реакций на ответы опрашиваемого, выражающих заинтересованность,
бесстрастность, несогласие, понимание и пр. Диагност должен хорошо знать словарь своего клиента;
выбор выражений и речевых оборотов следует дозировать в зависимости от возраста, пола, жизненной
среды опрашиваемого. Различают интервью диагностическое:
1) управляемое - от полностью запрограммированного (по типу анкеты - неизменная стратегия и
неизменная тактика) до полностью свободного (устойчивая стратегия при свободной тактике);
Hosted by uCoz