Navigation bar
  Print document Start Previous page
 158 of 599 
Next page End  

сознания неискаженно, тоже представляется ошибочным уже в свете данных о вмешательстве
интроспекции в исследуемый процесс. Делая отчет по памяти даже о только что пережитом опыте,
человек неизбежно его искажает, ибо направляет внимание только на определенные его стороны.
Особенно сильно искажающее внимание наблюдателя, который знает, что именно он ищет. Так
практика применения и углубленное обсуждение интроспекции обнаружили ряд фундаментальных
недостатков этого метода, столь существенных, что они поставили под сомнение метод в целом, а
вместе с тем - и предмет психологии, с коим тогда метод интроспекции был неразрывно связан (=>
метод экспериментальный). В качестве самостоятельных вариантов метода интроспекции выделяются;
1) интроспекция аналитическая;
2) интроспекция систематическая;
3) самонаблюдение феноменологическое.
ИНТРОСПЕКЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ
- метод интроспективный, разработанный в школе Э.
Титченера. Характерен стремлением к полному расчленению чувственного образа на составные
элементы, не редуцируемые к параметрам раздражителя.
ИНТРОСПЕКЦИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ - метод интроспективный, разработанный в школе
Вюрцбургской. Характерен ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на базе
ретроспективного отчета.
ИНТРОСПЕКЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
- «самонаблюдение экспериментальное», при
коем испытуемый тщательно наблюдает за динамикой переживаемых им состояний на каждой из
стадий выполнения инструкции. Испытуемый, прошедший специальную подготовку, описывает то, что
он чувствует, оказавшись в некоей ситуации. Имеет два больших недостатка:
1) крайняя субъективность - поскольку каждый испытуемый описывает собственные впечатления
или переживания, кои очень редко совпадают с впечатлениями другого испытуемого;
2) что еще хуже ощущения одного и того же испытуемого меняются день ото дня и час от часа.
ИНТУИЦИЯ
- отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при
недостаточности логических оснований; знание, возникающее без осознания путей и условий его
получения - как результат «непосредственного усмотрения». Трактуется и как специфическая
способность (например, интуиция художественная или научная), и как целостное схватывание условий
ситуации проблемной (интуиция чувственная и интеллектуальная), и как механизм творческой
деятельности (интуиция творческая) (=> творчество; воображение). Для концепций интуитивизма (А.
Бергсон, Н. О. Лосский, З. Фрейд и пр.) характерна трактовка интуиции как скрытой в глубинах
бессознательного первопричины творческого акта. Психология научная рассматривает интуицию как
необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся
стереотипов поведения - в частности, логических программ поиска решения задачи.
ИНФАНТИЛИЗМ
- 1. Сохранение в психике и поведении взрослого человека свойств, черт,
качеств и особенностей, присущих детскому возрасту. 2. Форма задержки при прохождении стадий
развития онтогенетического, при коей оказываются недоразвитыми и функции физические, и
психические. При этом сохраняется возможность полной компенсации развития психического в
дальнейшем. Случаи инфантилизма могут обусловливаться наследственными и внутриутробными
факторами; инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем детстве; авитаминозом.
ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТНЫЙ
- сохранение в психике и поведении взрослого
особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, коему свойствен инфантилизм - инфантил - при
нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью
эмоционально-волевой сферы, что выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве
незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к
заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее
реальные поступки, эгоцентризм и пр.).
ИНФОРМАНТ
- субъект, включенный в эксперимент и информирующий экспериментатора
(непосредственно или опосредованно - письменно) об особенностях своего взаимодействия с объектом.
ИНФОРМАТИКА
- 1. Наука, изучающая процессы передачи и обработки информации. 2.
Совокупность отраслей народного хозяйства, занимающихся процессами сбора, преобразования и
потребления информации. 3. Сфера человеческой деятельности. 4. Наука, изучающая процессы
Hosted by uCoz