Navigation bar
  Print document Start Previous page
 170 of 599 
Next page End  

1) по типу отношений между участниками - коммуникация межличностная, публичная, массовая;
2) по средствам - коммуникация речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест,
мимика, мелодия), вещественно - знаковая (продукты производства, изобразительного искусства и пр.).
Разновидностью коммуникации вещественно - знаковой является коммуникация художественная,
связывающая между собой художника (или художественный коллектив) и зрителя (аудиторию). Влияние
ее может быть не всегда адекватным замыслу художника, порождая психологические барьеры вместо
духовного обогащения; равнодушие, раздражение или агрессию - вместо эстетического наслаждения.
Причины этих эффектов - в несовпадении «душевной организации» художника и реципиента, в
различии их ценностных ориентации, жизненного опыта, уровня культуры, интеллекта и пр.
КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ
- систематическое распространение, с помощью
технических средств тиражирования, специально подготовленных сообщений, представляющих
социальную значимость, среди численно больших, анонимных, рассредоточенных аудиторий для
оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей. Важный социальный и
политический институт современного общества, выступающий как подсистема более сложной системы
коммуникации, в широких масштабах выполняющий функции идеологического и политического
влияния, поддержания социальной общности, организации, информирования, просвещения и
развлечения. Коммуникации массовой свойственны институциональный характер источников и
отсроченность связи обратной между источниками и аудиториями. Технические комплексы,
обеспечивающие быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной, музыкальной
информации (печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись), собирательно называются
средствами коммуникации массовой или средствами информации массовой. В социально -
психологическом плане коммуникация массовая обладает рядом важных дополнительных возможностей
в сравнении с более традиционными видами - коммуникацией межличностной и публичной. Практика
функционирования систем коммуникации массовой показала большую зависимость их эффективности
от учета психологических особенностей аудитории: внимания, восприятия, понимания, запоминания
предлагаемых сообщений. Зависимость психической переработки сообщений от специфики
коммуникации массовой вообще и каждого конкретного ее средства в частности, от организации
информационного потока, от специфики интересов тех или иных групп аудитории, соответственные
помехи и барьеры, способы их преодоления и прочее изучаются психологией, социологией и
семиотикой коммуникации массовой.
КОМПЕНСАЦИЯ
- Согласно З. Фрейду - реакция организма и психики, противодействующая
травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии у всех психических систем и созданием
соответственного энергетического заполнения вокруг травмированных элементов. Согласно А. Адлеру -
повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент,
возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый. Чрезмерная компенсация переходит в
сверхкомпенсацию. Та и другая выступают как механизмы и средства нейтрализации и преодоления
комплекса неполноценности.
КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПСИХИЧЕСКИХ -> функция психическая: компенсация.
КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (компенсация функций) - восстановление целостной
деятельности, нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций. Происходит либо
на основе сохранных функций, либо за счет перестройки частично нарушенных функций. Например,
функцию различения звуков, которая страдает при поражении левой височной коры, можно
восстановить за счет включения в работу анализаторов речедвигательного и зрительного, а компенсация
зрительной функции у слепорожденного ребенка обычно происходит за счет развития осязания.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
- способность индивида
эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе отношений межличностных.
Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную. В
ее состав входят:
1) умение ориентироваться в ситуациях социальных;
2) умение правильно определять особенности личностные и состояния эмоциональные других
людей;
Hosted by uCoz