Navigation bar
  Print document Start Previous page
 184 of 599 
Next page End  

внутренней, который происходит параллельно с генезисом речи внешней и обусловлен стремлением
ребенка к повторению обращенных к нему слов взрослых, наблюдаемому уже в конце первого года
жизни и постепенно обеззвучиваемому.
КОНЦЕПЦИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ - научное направление, возникшее в 50 - 60 - с гг. XX в.
на базе физики статистической, теории систем общей и кибернетики и изучающее закономерности
возникновения структуры в неравновесных системах неупорядоченных элементов. Общие принципы
самоорганизации обнаруживаются в системах физических, химических, биологических и социальных,
причем в высокоорганизованных системах они воплощены с наибольшей полнотой. В психологии
концепция самоорганизации может распространяться на широкий спектр объектов - от
психофизиологии до психологии социальной. В первые десятилетия XX в. в психологии и
психофизиологии возникли направления, в некоей степени предвосхитившие появление концепции
самоорганизации и имеющие с ней ряд общих теоретико - методологических принципов (гештальт-
теория, теория доминанты А. А. Ухтомского, концепция построения движений Н. А. Бернштейна).
Существенная особенность систем самоорганизующихся - способность к самодостраиванию,
самовосстановлению, представляющая особый интерес для изучения механизмов психотерапии.
КОНЦЕПЦИЯ СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ - 1. -> концепция опосредования деятельностного 2.
Концепция стратометрическая коллектива - социально - психологическая теория структурообразования
коллектива, разработанная А. В. Петровским на базе принципа деятельности. Основана на
предположении, что динамику отношений межличностных в группах социальных можно адекватно
интерпретировать лишь при рассмотрении многоуровневой структуры процессов групповых и
определении характеристик уровней внутригрупповой активности. Группы высокого уровня развития (в
частности коллективы) имеют значительно более дифференцированные по уровням взаимоотношения,
чем менее развитые общности (например, группы диффузные). В многоуровневой структуре отношений
развитого коллектива можно выделить несколько качественно своеобразных подсистем отношений
(страт). В основе, на коей выстраиваются все страты коллектива, лежит групповая деятельность, смысл
которой определяется ее содержательными, общественно - экономическими аспектами:
1) на уровне первой, мотивационной страты - организованы отношения членов группы к целям,
задачам, Ценностям совместной деятельности;
2) на уровне второй страты - организованы взаимоотношения, возникающие в связи с
содержанием совместной деятельности.
3) на уровне третьей, поверхностной страты - формируются эмоциональные отношения, в коих
не. отражаются показатели достижения целей группой. Об эффективности групп свидетельствуют
прежде всего 1 показатели развития отношений первой и второй страт.
КОНЦЕПЦИЯ УРОВНЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ
- концепция, предложенная Н. А.
Бернштейном, согласно коей под построением движения понимается состав ансамблей
афферентационных (-> афферентация), участвующих в координировании данного движения, в
осуществлении требуемых коррекций и в обеспечении адекватных перешифровок для эффекторных
импульсов (-> эффектор), а также вся совокупность системных взаимоотношений между ними.
Выделялись пять уровней построения движений.
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЭТАПНОГО (концепция поэтапного формирования
умственных действий) - учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у
человека новых действий, образов и понятий, выдвинутое П. Я. Гальпериным. Выделяется шесть
этапов, на коих происходят эти изменения:
1) формируется мотивационная основа действия - складывается отношение субъекта к целям и
задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения;
2) составляется схема ориентировочной основы действия: выделяются системы ориентиров и
указания, учет коих необходим для выполнения действия; в ходе освоения действия эта схема постоянно
проверяется и уточняется;
3) формирование действия в материальной (материализованной) форме: субъект производит
требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности - на схему
ориентировочной основы действия;
Hosted by uCoz