Navigation bar
  Print document Start Previous page
 187 of 599 
Next page End  

коррекции прелиминарные сменяют собой вторичные коррекции, за счет коих в движение вносились
поправки при неправильном выполнении движения. За счет автоматизации коррекций прелиминарных
происходит укрупнение единиц действия предметного и высвобождение сознательного контроля для
других целей.
КОРРЕЛЯТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ
– (коррелят физиологический психических процессов и
состояний) -> индикатор объективный.
КОРТИКАЛЬНЫЙ - связанный с корой мозга головного (-> мозг головной: кора).
КОЭФФИЦИЕНТ
- 1. В математике - обычно постоянная или известная величина, служащая
множителем для другой, обычно переменной или неизвестной величине. 2. В психологии часто - некая
числовая величина, отражающая степень выраженности, развитости определенного психологического
качества, характеристики.
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ (коэффициент интеллекта, коэффициент и
ителлектуального развития, (IQ) - количественный показатель развития умственного - обозначаемое
символом IQ отношение так называемого возраста умственного ВУ к возрасту истинному
(хронологическому) ВИ данного лица по формуле: ВУ / ВИ х 100% = IQ. Возраст умственный
определяется результатами тестирования с помощью одной из возрастных шкал интеллекта (-> тест
интеллекта). В большинство тестов, включенных в разные возрастные шкалы, входят задания,
выполнение коих предполагает владение логическими, логико-перцептивными и арифметическими
действиями, общую осведомленность, ориентировку в практических ситуациях, произвольную память и
пр. При конструировании возрастных шкал психологи, руководствуясь опытом и интуицией, подбирают
задания, кои по включенному в них материалу (терминам, понятиям, графическим изображениям и пр.)
и по характеру стимулируемых умственных действий должны быть доступны в данной социальной
общности возрастам, охватываемым шкалой. Это обычно экспериментально проверяется на
представительных возрастных выборках. Процедура получения коэффициента интеллектуальности
такова. Вначале испытуемому предъявляются задания, кои соответствуют возрасту, на год меньшему,
чем его собственный; нужно получить от него, следуя по возрастной шкале «вниз», пять правильных
ответов подряд. Так фиксируется умственный «базовый возраст». Далее предлагаются задания, двигаясь
по шкале «вверх», пока не будет получено подряд пять неправильных ответов. На этом тестирование
завершается. Затем к числу тестов «базового возраста» прибавляют число всех правильных ответов. По
особой таблице находят, какому возрасту умственному соответствует полученная сумма. Потом по
формуле вычисляется коэффициент интеллектуальности. При интерпретации коэффициента
интеллектуальности нужно иметь в виду, что никакого общего для всех социальных общностей ума или
интеллекта этот коэффициент не выявляет; тем более он не может претендовать на диагностирование
природной или наследственной «общей одаренности».
КРЕАТИВНОСТЬ
- творческие способности индивида - способности порождать необычные
идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Характерна
готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как
независимый фактор. Среди способностей интеллектуальных выделена в особый тип. Согласно А.
Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под
воздействием среды. Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя:
1) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний;
2) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения
гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки
креативности применяются различные тесты дивергентного мышления, опросники личностные, анализ
результативности деятельности. Изучение факторов творческих достижений ведется в двух
направлениях:
1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности -
личностные факторы;
2) анализ мышления творческого и его продуктов - факторы креативности: беглость, четкость,
гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность,
конструктивность при их решении и пр. С целью содействия развитию мышления творческого можно
использовать учебные ситуации, характерные незавершенностью или открытостью для интеграции
Hosted by uCoz