Navigation bar
  Print document Start Previous page
 193 of 599 
Next page End  

- снимается якобы неизбежное с позиции западных психологов противопоставление лидера,
ориентированного на задачу, и лидера, ориентированного на людей.
ЛИДЕРСТВО: СТИЛЬ (стиль лидерства; стиль руководства) - типичная для лидера
(руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). К. Левин выделил три стиля
лидерства:
1) авторитарный (директивный) - жесткие способы управления, пресечение чьей-либо
инициативы и обсуждения принимаемых решений и пр.;
2) демократичный (коллегиальный) - коллегиальность, поощрение инициативы и пр.;
3) анархичный (либеральный) - отказ от управления, устранение от руководства и пр. В
отечественной психологии социальной показано, что стиль лидерства - предпосылка и следствие
уровня развития группового. Он зависит и от содержания деятельности совместной, лежащей в основе
отношений межличностных в группе. Для групп высшего уровня развития типичен коллективистский
стиль лидерства (руководства), предполагающий ответственность руководителя перед коллективом,
сознательное подчинение руководителю, самодеятельность коллектива, полную демократичность и пр.
В корпорациях принят авторитарный стиль лидерства - бюрократический централизм, характерный, в
частности, максимумом централизации и минимумом демократичности. При низкой социальной
ценности факторов, обусловливающих отношения между членами группы, возможен также анархичный
стиль лидерства в асоциальных ассоциациях.
ЛИНИЯ ВЗОРА
- линия, соединяющая зрачок глаза с точкой фиксации взора на предмете. С
эргономической точки зрения оптимальность наблюдения обеспечивается при линии взора,
наклоненной на 15 град. вниз относительно линии, параллельной поверхности земли.
ЛИЦЕМЕРИЕ
- поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным
чистосердечием, добродетелью, якобы благими намерениями.
ЛИЦЕМЕРИЕ КУЛЬТУРНОЕ
- согласно З. Фрейду - особое состояние, поддерживаемое
обществом из-за присущего ему чувства неуверенности и потребности защитить свою очевидную
лабильность запретом критики и обсуждения. Возникает из-за того, что общество требует осуществления
высокого идеала нравственности от каждого своего члена, не заботясь, насколько трудно это дается.
Вместе с тем оно не настолько богато и организовано, чтобы могло вознаграждать каждого в меру его
отказа от удовлетворения влечений. Так что оно предоставляет самому индивиду решить вопрос, каким
путем он может получить достаточную компенсацию за принесенную жертву, чтобы сохранить
душевное равновесие. В общем, он вынужден психологически жить вне своих возможностей, ибо
неудовлетворенные влечения заставляют ощущать требования культуры как постоянный гнет.
ЛИЧНОСТЬ
- феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий
сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность
социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе
онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и
общения. Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно
взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе
онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на
оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле -
личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру
личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические
особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого
расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением
этого слова. В узком смысле - определяемое включенностью в общественные отношения системное
качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.
Согласно А.Н. Леонтьеву, личность - качественно новое образование. Она формируется
благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув
определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - в
отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого
человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие,
трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и
Hosted by uCoz