Navigation bar
  Print document Start Previous page
 195 of 599 
Next page End  

вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип
опосредования деятельностного);
4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки,
диспозиции и пр. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает
неосознаваемой психической регуляции некоих важных сторон ее активности. Субъективно для
индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом
в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и
обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я
представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть,
если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет
личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и
самоуважению личности - важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании.
Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях,
образующих единство:
1) личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств:
симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности
личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности;
2) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где
взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители
личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании
взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности:
личностное выступает как групповое, групповое – как личностное;
3) личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в
том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно реализуемых человеком
смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей.
Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью -
полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает
способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и
особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности
отраженной. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.
ЛИЧНОСТЬ: АКТИВНОСТЬ
- способность производить общественно значимые
преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры. Проявляется
в творчестве, волевых актах и общении. Ее интегральная характеристика - активная жизненная позиция
(-> активность; активность надситуативная; деятельность).
ЛИЧНОСТЬ: АППАРАТ ПСИХИЧЕСКИЙ
- согласно З. Фрейду, состоит из трех сфер
(областей) - «трех царств»: Сверх-Я, Я и Оно, а также системы их взаимодействий.
ЛИЧНОСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОД
- совокупность способов И приемов изучения
психологических проявлений личности. По форме и условиям проведения различаются методы:
1) экспериментальные и неэкспериментальные;
2) лабораторные и клинические;
3) прямые и косвенные;
4) исследовательские и обследовательские (психодиагностические). Дифференциация методов
исследования личности по содержанию определяется принципами интерпретации предмета
психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются методы
исследования личности:
1) как индивидуальности;
2) как субъекта социальной деятельности и системы отношений межличностных;
3) как идеальной представленности в других людях. Соответственно первому аспекту
выделяются субъектная и объектная ориентация в построении методов. Субъектная ориентация
представлена проективными (-> тест проективный) и психосемантическими методиками (-> метод
дифференциала семантического; метод радикала семантического), направленными на характеристику
основных образующих индивидуального сознания - смыслов и значений. Объектная ориентация,
Hosted by uCoz