Navigation bar
  Print document Start Previous page
 197 of 599 
Next page End  

ЛИЧНОСТЬ: ОРГАНИЗАЦИЯ СЕНСОРНАЯ
- уровень психофизического функционирования
систем анализаторных и индивидуальные особенности их объединения в комплексы. Связана с
базальными психофизиологическими свойствами организма, прежде всего - с типом высшей нервной
деятельности и темпераментом; уровень порогов восприятия выделен как один из критериев отнесения
к тому или иному темпераменту, уровни развития чувствительности - задатки для развития
способностей. Но поскольку существует зависимость развития чувствительности от деятельности,
сенсорная организация личности развивается под влиянием внешних условий и природных
индивидуальных предпосылок развития личности. Она влияет на развитие более высоких структур
активности познавательной и поведения.
ЛИЧНОСТЬ: РАЗВИТИЕ
- процесс формирования личности как социального качества
индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-
физиологическими предпосылками к становлению личности, в ходе социализации ребенок вступает во
взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в этом процессе
способности и функции воспроизводят в личности исторически сформированные человеческие
качества. Овладение действительностью у ребенка реализуется в его деятельности при посредстве
взрослых, поэтому процесс воспитания - ведущий в развитии личности. Опираясь на то, чему ребенок
уже научился, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами
действительности, новыми формами и особенностями поведения.
Развитие личности реализуется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих
данной личности. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у человека
с самой референтной группой (или лицом),-определяющий, ведущий фактор развития личности. Как
предпосылка и результат развития личности выступают потребности. Его движущей силой служит
внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их
удовлетворения. Система отношений межличностных в группах порождает противоречие между
потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы референтной
принимать лишь проявления его индивидуальности, соответственные ценностям, задачам и нормам
функционирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в деятельности
совместной.
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс вхождения человека в
новую среду социальную и интеграции в ней как результат этого процесса. Когда индивид входит в
относительно стабильную общность социальную, он при благоприятных обстоятельствах проходит три
фазы личностного становления:
1) адаптация - предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение
соответственными средствами и формами деятельности, а потому в некоей степени уподобление
индивида другим членам общности;
2) индивидуализация - порождается обостряющимися противоречиями между потребностью
«быть как все» и стремлением к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и
способов обозначения своей индивидуальности;
3) интеграция - детерминируется противоречием между стремлением быть идеально
представленным своими особенностями и отличиями в общности, и потребностью общности принять,
одобрить и развивать лишь те его особенности, что способствуют ее развитию и потому развитию его
самого как личности в группе; если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как
следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация.
Если индивид не способен преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут
складываться качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе
развития индивид, предъявляя референтные для группы свойства личностные, не встречает
взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности,
подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной
общности у индивида формируются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость,
самоопределение коллективное, требовательность к себе и другим, и пр.
Поскольку ситуации адаптации (дезадаптации), индивидуализации (деиндивидуализации) и
интеграции (дезинтеграции) при последовательном или параллельном вхождении индивида в
Hosted by uCoz