Navigation bar
  Print document Start Previous page
 208 of 599 
Next page End  

МЕТАПСИХОЛОГИЯ - согласно З. Фрейду - психология, описывающая процессы психические
в динамическом, топическом и экономическом отношении. Так же он на протяжении ряда лет именовал
свое учение - теорию психоаналитическую.
МЕТАСИМУЛЯЦИЯ - продление имевшихся ранее симптомов заболевания (=> симуляция).
МЕТОД (метод исследования) - 1. Прием, способ, образ действия.
2. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ
практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный
нормативный способ осуществления исследования научного. Путь исследования, вытекающий из общих
теоретических представлений о сущности изучаемого объекта. В широком смысле сюда относятся и
самые общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы
обращения с тем или иным предметом, - понятие метода распространяется на различные области
практики.
Разработке и совершенствованию методов в науке уделяется специальное внимание, ибо
необходима уверенность в достоверности полученных данных, а потому - и в оптимальности способа их
получения.
МЕТОД АНАЛИЗА ЖИЗНИ (метод анализа пути жизненного; метод совместного с клиентом
анализа жизненного пути) - один из ведущих методов коррекции психологической в терапии К. Хорни.
Основан на совместном анализе жизненного пути клиента и определении реалистических жизненных
целей - без глубокой проработки эмоциональных проблем.
МЕТОД АССОЦИАТИВНЫЙ (метод ассоциаций свободных) - терапевтический прием
фрейдовского психоанализа: в ходе терапевтического сеанса клиенту предлагается свободно
высказывать все, что приходит в голову. Предполагается, что клиент, сам того не осознавая, может
«проговориться» - спонтанно произнести слова, что укажут на невольно возникающие у него мысли;
анализ же этих мыслей и ассоциаций укажет причину и источник его заболевания или тревоги.
МЕТОД БИОГРАФИЧЕСКИЙ
- в психологии - способы исследования, диагностики,
коррекции и проектирования жизненного пути личности. Ранее включали анализ актуальных и
предполагаемых в будущем событий (автобиография будущая, фантазия управляемая, графики жизни,
каузометрия), а также исследования круга общения (биографии дополнительные, линии отношений
субъекта). Современные методы биографические, основанные на изучении личности в контексте
истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими,
направлены на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-
временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и среды социальной. Их
использование предполагает получение информации, источники коей - методики автобиографические
(опросники, интервью, тесты, автобиографии спонтанные и спровоцированные), свидетельства
очевидцев (опрос близких людей, воспоминания современников), изучение продуктов деятельности
(контент-анализ дневников и писем, построение кривых продуктивности и диаграмм жизненных
измерений).
МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ - стратегия исследования, предложенная Ф. Гальтоном в 1875 г., - самый
информативный из методов психогенетических. Метод основана на предпосылке, что влияния среды,
оказываемые на близнецов, примерно одинаковы. Однояйцевые (монозиготные) близнецы имеют
идентичный генотип, двуяйцевые (дизиготные) - неидентичный; при этом члены близнецовых пар
любого типа должны иметь сходную среду воспитания.
Позволяет судить о влиянии генетических и средовых факторов на изучаемое психологическое
качество, на вариативность исследуемого признака. Характерен сравнением психологических качеств
близнецов монозиготных (однояйцевых), имеющих идентичный набор генов, и дизиготных
(двуяйцевых), генотипы коих различны и имеют в среднем лишь 50% одинаковых генов.
Большее внутрипарное сходство однояйцевых близнецов по сравнению с двуяйцевыми может
свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака:
признаки, вариативность коих существенно определяется наследственностью, должны быть более
схожими у монозиготных, чем у дизиготных близнецов. Существенное ограничение метода - в том, что
сходство собственно психологических признаков однояйцевых близнецов может быть негенетического
происхождения.
Hosted by uCoz