Navigation bar
  Print document Start Previous page
 212 of 599 
Next page End  

наблюдения - изменения поведения, деятельности предметной, речи и прочего, за коими
предполагается определенная психическая реальность. Использование субъективных данных не
исключается, но выставляется требование не принимать их как окончательную реальность.
Предполагается также тщательное построение исследования, выбор испытуемых или объектов
наблюдения либо диагностики, определение условий и этапов исследования с разработкой и
обоснованием каждого. Особенно часто подчеркивается требование «чистоты» исследования - по сути,
к возможно полному контролю условий и недопущению влияния неучтенных факторов.
МЕТОД ОПЕРАНТНЫЙ -> подход поведенческий.
МЕТОД ОПИСАТЕЛЬНЫЙ
- отводят исследователю роль наблюдателя: он никогда не
вмешивается в наблюдаемое явление, ограничиваясь возможно более объективным описанием его.
МЕТОД ОПРОСА - сюда относятся:
1) беседа;
2) анкетирование;
3) интервью.
МЕТОД ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ - сюда относятся:
1) метод сравнительный и метод срезов как его частный случай;
2) метод лонгитюдный;
3) метод комплексный;
4) метод субъективный и метод объективный.
МЕТОД ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТНОЙ (метод экспертной оценки, метод внешней экспертной
оценки) - метод психодиагностики, опирающийся на мнение экспертов, хорошо знающих оцениваемое
явление и способных дать ему достоверную оценку. Предполагает изучение и обобщение мнений всех
участвующих экспертов. Широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут
выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, классные руководители,
руководители коллективов и пр. Оценки экспертные целесообразно проводить не в виде описания
качественных проявлений свойств - это лучше сделать в последующей беседе с экспертами, а в виде
количественной оценки выраженности этих свойств иди элементов поведения. Эксперты должны
фиксировать выраженность более или менее дробных, частных элементов поведения, однозначно
понятных. Обобщение этих элементов - дело самого исследователя.
МЕТОД ПОЛИЭФФЕКТОРНЫЙ
- использует одновременную регистрацию Нескольких
реакций организма в ответ на действие раздражителя. В этом режиме чаще всего регистрируются такие
психофизиологические показатели, как реакция кожно-гальваническая и сердечнососудистая,
биопотенциалы мозга головного, тремор, реакции миографические, характеристики дыхания, давление
артериальное.
МЕТОД ПОПУЛЯЦИОННЫЙ
- относится к методам психогенетическим. Позволяет изучать
распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях. Для анализа
генетической структуры популяции обследуется большая группа лиц, коя должна быть
репрезентативной (представительной) - позволять судить о популяции в целом. Этот метод также более
информативен при изучении различных форм наследственной патологии.
Что касается анализа наследуемости нормальных психологических признаков, этот метод, взятый
изолированно от других методов психогенетических, не дает надежных сведений, ибо различия между
популяциями в распределении конкретной психологической особенности могут вызываться также
социальными причинами, обычаями и пр.
МЕТОД ПОТЕНЦИАЛОВ ВЫЗВАННЫХ
- метод регистрации активности биоэлектрической
мозга головного, изменения коей обусловлены внешними воздействиями и фиксируются в
относительной временной близости с этим воздействием. В частности, можно исследовать ритмические
колебания биопотенциала в ответ на внешне навязанный ритм раздражителя (-> потенциал
вызванный). На базе данных, полученных с помощью этого метода, строятся гипотезы о механизмах
восприятия, внимания, интеллекта, об асимметрии межполушарной мозга головного и об
индивидуальной дифференциации психофизиологической.
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК
- вид научения - способ выработки новых форм поведения в
проблемных ситуациях. Широко использовался бихевиоризмом для объяснения научения как
Hosted by uCoz